От поколения поколению 03.09.2019

«УГ Москва», №36 от 3 сентября 2019 года
У школы №2036 столетняя история: четыре раза перестраивалось здание 4‑го корпуса, а традиции сохранились, память о первых учителях, учениках, событиях передается от одного поколения к другому. imageТатьяна Базина

В школе есть музей боевой и трудовой славы микрорайона Ухтомский, он был основан в 1975 году по инициативе ветеранов ВОВ, бывших выпускников 1941 года. Они помогли собрать документы и фотографии своих одноклассников и учителей, не вернувшихся с войны. Их имена навечно застыли на мемориальной стеле.
Музейно-педагогическая работа школы условно разделена на два направления. Первое - освоение культурного, природного, экологического пространства и наследия дома, школы, района, округа, города, страны, мира - социума в целом. Второе - создание собственного культурно-исторического пространства, ядром которого становится музей образовательного учреждения. Оба эти направления очень тесно связаны.
Значение музея школы огромно, потому что работу в нем ведут обучающиеся, родители и педагогический коллектив, пополняя и развивая экспозиции. Музей стал центром воспитательной работы не только в школе, но и на прилегающей территории. Д.И.Менделеев писал: «Образование без воспитания - меч в руках сумасшедшего». Главная функция музея - воспитательная, и именно ей подчинены все другие.
Руководит музеем Альберт Альфредович Никель, он родился, вырос, учился в родной Ухтомке. Свою профессиональную деятельность Альберт Альфредович посвятил вертолетному заводу имени Камова, а выйдя на заслуженный отдых, стал активно сотрудничать с Советом ветеранов и школьным музеем. А.А.Никель является автором многих экскурсий: «Зеленое царство школьного двора», «По улицам Ухтомки моей», «Путешествие на Трехозерье» и другие. Альберт Альфредович готовит с обучающимися проекты «История моей семьи» по материалам, хранящимся в музее.
В этой статье я хочу рассказать о двух проектах, которые наглядно демонстрируют огромный образовательный и воспитательный потенциал всех школьных музеев.
Проект на тему «Служу Отечеству» был подготовлен А.А.Ни­кель с внучатым племянником, учеником нашей школы Данилой Зайцевым.
«Когда я стал учиться в первом классе, я узнал, что в этой школе учились многие из моих родных - дедушки и бабушки, родители, тети, дяди, братья, сестры. Мама, бабушка и дядя с тетей и сейчас работают в школе, и даже есть наша школьная династия. Моя учительница сказала, что династией можно гордиться.
«Служу Отечеству!» - это название раздела школьного музея. Экспонаты здесь рассказывают о служении Отечеству разных поколений моей семьи - семьи Зай­цевых.
Что такое Отечество? Слово связано со словами «отец», «отчество». Я знаю, что это слово - Отечество - нужно писать с заглавной буквы, оно означает то же, что и слова «Родина», «Отчизна». В словаре я прочитал: «Отечество - это родная страна и все, переходящее по наследству от отца, от «предков вообще», честь, достоинство, передаваемое из поколения в поколение». «Служу Отечеству!» - это слова клятвы! Такие слова произносят военнослужащие. Мой дядя мне объяснил, что, только дав клятву служить Отечеству, новобранец становится военнослужащим. Такую клятву дают во время принятия присяги - служить и защищать Родину, свой народ, свое государство - Россию. Принятие военной присяги - самый торжественный ритуал в нашей армии. Как у многих армейских традиций, здесь есть интересная история, уходящая в древность.
Я горжусь, рассматривая на стенде в музее фотографии моего дяди - выпускника нашей школы Федора Владимировича Зайцева, одетого в красивую форму военнослужащего Президентского полка. Современная Российская армия не отступает от военных традиций нашего государства. Российский солдат, как его отцы и деды, вступая на ратный путь, также приносит торжественное обещание верно служить Родине. После окончания Международного университета в Москве Федор Зайцев был призван в ряды Российской армии и поклялся служить Отечеству.
Эта клятва для него не пустой звук. Его служба проходила в Президентском полку. Он охранял Кремль, наше правительство и нес вахту на почетном Посту №1 у Вечного огня, у Кремлевской стены.
В музее рядом с фотографией моего дяди Федора есть фотография моего дедушки Владимира Федоровича, молодого, в военной форме. Дед тоже произносил слова клятвы - присяги: «Служу Отечеству!» Он проходил военную службу в мотострелковых частях в разных районах нашей страны, служил в ограниченном составе войск в Германии и проявлял героизм, мужество и отвагу. У него есть почетные грамоты и благодарственные письма от командования за безупречную службу в рядах Советской армии.
Отец Владимира Федоровича, мой прадедушка Федор Иванович добровольцем ушел на фронт с начала войны - 23 июня 1941 года. Он оставил мирную профессию бухгалтера и получил красноармейскую книжку. Красноармейская книжка Федора Ивановича, выданная ему на второй день Великой Отечественной войны, бережно хранится в наших документах.
По дорогам войны Федор Иванович прошел до Победы 9 мая 1945 года. Его военный путь был отмечен боевыми наградами.
Фотографии одного из родоначальников нашей семьи, Сеземова Ивана Алексеевича, не сохранились, но сохранились часы фирмы «Павел Буре» с надписью «За отличную службу». Эти часы император Николай II вручил Ивану Алексеевичу в 1895 году. На циферблате часов изображен портрет императора.
Сеземов Иван Алексеевич, мой прапрадед, верно служил Отечеству, и надпись на часах подтверждает это. Часы являются государственной наградой, вручавшейся Кабинетом Его Императорского Величества. Торговая фирма «Павел Буре» была удостоена звания «Поставщик императорского двора». Это давало право изображать на вывеске фирмы российский герб - двуглавого орла. По особым заказам фирма делала призовые армейские часы, которые вручались за отвагу и верность Отечеству.
Мои родственники, о которых я рассказал, защищали Родину, наше Отечество. Они, давая присягу, произносили слова: «Служу Отечеству!» - и никогда свою клятву не нарушали».
Творческая работа обучающегося 7‑го класса Михаила Огрызкова стала призером в городской метапредметной олимпиаде «Не прервется связь поколений». Михаил рассказал о педагогической династии семьи Огрызковых и об ее основателе Михаиле Агафангеловиче Старокадомском, трудившемся в нашей школе в двадцатые годы прошлого столетия.
«Михаил Агафангелович - российский богослов и географ. Он родился в 1889 году в семье священника. В 1914 году он окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Революция 1917 года изменила направление деятельности М.А.Старокадомского. Он работал учителем в средних учебных заведениях города Шацка Рязанской губернии, затем в Москве и Подмосковье. Преподавал географию, историю, астрономию. Дети называли его «учитель-легенда».
Еще в детстве Михаил Агафангелович мечтал о дальних путешествиях по родной стране. И вот в 1927 году он совершил свою первую поездку в Архангельск, к Белому морю. Через год он побывал на Кольском полуострове. Михаил Агафангелович открыл для себя много удивительного и невероятного. Он собрал богатейший материал для своего учебника по географии.
В 1930‑1931 гг. М.А.Ста­ро­ка­домс­кий стал научным сотрудником Государственного океанографического института, работал в составе экспедиции на Мурманском побережье. В 1948‑1951 гг. он являлся преподавателем физического страноведения на географическом факультете Государственного педагогического института. В 1950‑1951 гг. М.А.Старокадомский заведует кафедрой географии Московского института усовершенствования учителей. С 1962 года - профессор. Был членом учебного комитета при Синоде. Михаил Агафангелович свободно знал немецкий, английский, итальянский языки, в подлинниках читал труды основных мировых философов. При этом был человеком, укорененным в православии.
За свой доблестный труд Михаил Агафангелович награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Святого Владимира II степени.
Личность Михаила Агафангеловича вызывает у меня огромное восхищение: как много добрых дел успел сделать человек в своей жизни и как многогранна его деятельность!»

На примере этих двух исследовательских работ я хотела показать, как, работая в музее с архивными материалами, документами, фотографиями, обучающиеся приобщаются к истории страны через истории и судьбы конкретных людей, они испытывают чувство гордости за настоящее, прошлое и будущее своей страны. Безусловно, активное участие в создании таких творческих работ принимают родители обучающихся, что вдвойне приятно. Ведь в ходе поисковой работы приходится интерпретировать информацию из разных источников, в том числе брать интервью у своих родственников, членов семьи, а это воспитывает уважение и внимание к старшему поколению, интерес к семейным традициям, реликвиям, истокам. Таким образом, музейная педагогика способствует социализации подрастающего поколения, воспитанию гражданской позиции и патриотизма.

Татьяна БАЗИНА, педагог-организатор школы №2036