Военный набег, вылазка или образовательная поездка? 03.09.2019

«УГ Москва», №36 от 3 сентября 2019 года
Экскурсионному делу более 100 лет. Слово «экскурсия» (от лат. excursio) в русский язык пришло в XIX веке и означало «военный набег», позже - «вылазка, поездка». В словаре туристских терминов экскурсия - это «процесс наглядного познания окружающего мира; особенностей природы, современных и исторических ситуаций, элементов быта». Учительская газета

Взгляд из прошлого
Историки шутят о том, что первым экскурсантом был император Петр I: возможно, именно он открыл мир новых стран с точки зрения экскурсии в современном понимании этого слова.
Конечно, не сразу экскурсии пришли в школу. Прогрессивные педагоги Западной Европы и России внедряли экскурсии в учебный процесс уже в середине XVII века, рассуждая об их значимости для детского развития. Со временем экскурсия превратилась в передовой элемент обучения.

Экскурсия и школа
Бесспорно, впечатление от увиденного гораздо сильнее, чем от много раз услышанного. Экскурсии в ненавязчивой форме знакомят ребят с культурным прошлым страны, с выдающимися историческими личностями, помогают исследовать окружающий мир. Экскурсия - это процесс, сочетающий в себе как образовательные, так и воспитательные задачи, целью экскурсионной работы является приобщение обучающихся к культурному и историческому наследию.

Экскурсионная деятельность в московской школе
Наш город дает неисчислимые возможности для воплощения экскурсионных целей. Крупные туристические объекты, известные маршруты, указанные во всех путеводителях, соперничают с небольшими музеями и тихими извилистыми улочками московских двориков. Москва - удивительное место для изучения культуры и истории, для развития, для расширения образовательных границ.
Экскурсии на Поклонную гору, в Исторический музей, Музей Великой Отечественной войны, Музей современной истории России, Музей Вооруженных сил, музей «Бородинская панорама» обязательны к посещению для наших школьников - кадет и юнармейцев. Экскурсии в Дарвиновский музей и Музей истории Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И.Пирогова и отечественной медицины в РНИМУ традиционны для старшеклассников наших медицинских классов. Инновационный центр «Сколково» и технопарки Москвы - любимые места для поездок обучающихся инженерного класса. Так ребята профильной школы используют уникальные возможности города для приобретения специальных знаний.
Говоря о возможностях московских школьников в рамках экскурсионной деятельности, нельзя не упомянуть два городских проекта: Московская городская исследовательская культурологическая олимпиада «История и культура храмов столицы» и олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы».

«Музеи. Парки. Усадьбы»
Школьники-экскурсанты получили возможность из статичных слушателей превратиться в активных следопытов, ведь вопросы и задания олимпиады сформулированы так, чтобы дети могли сами найти ответы; теоретические вопросы постоянно перекликаются с практическими заданиями. Для учителя / классного руководителя это возможность сблизиться с классом, объединить детей, выявить и раскрыть их интересы. Так, посещая ВДНХ в рамках олимпиады, наши школьники выполняли задание-квест по поиску различных архитектурных сооружений, знакомились с их историческим прошлым. Справиться с заданиями можно было, только работая в команде: ориентироваться на местности, искать информацию в Интернете, сопоставлять ее, приходить к определенным выводам. Такая деятельность объединяет, учит самостоятельности, выражать свое мнение и отстаивать его, учит слушать других и брать на себя ответственность. Олимпиада позволяет проявить дух соперничества, дети следят за своими результатами, стремятся увеличить количество баллов, чтобы стать победителями. В нашей школе ежегодно много призеров и победителей и в индивидуальном, и в командном зачете.
Финал олимпиады - призовая игра, которую особенно ждут наши команды-победители. Эта интеллектуальная игра-прогулка по историческим районам Москвы является развлекательно-образовательным мероприятием, не влияет на рейтинг школы, но вы бы видели, сколько участников было на маршрутах 11 мая! Центр Москвы накрыла оранжевая волна (дети в подаренных футболках оранжевого цвета) - множество ярких оранжевых ручейков, стекающихся в одну реку олимпиадного движения. При прохождении маршрута нужно было обращать внимание на архитектурные детали, например на то, какие цветы присутствуют в оформлении дома, какое мучное изделие изображено на фасаде здания; нужно было рассматривать витрины кафе, памятники, изучать карты новой и старой Москвы. Очень устали, прошли пешком более 15 км, но сколько удовольствия получили, сколько нового для себя открыли!

«История и культура храмов столицы»
В рамках этой олимпиады ребята нашей школы смогли найти очень интересные объекты для изучения, например храм Святителя Петра. Школьники делали снимки, изучали историю и архитектуру этого исторического объекта, затем интересно и увлеченно рассказывали о своих открытиях, анализируя архитектурные особенности, детали внутреннего убранства и исторические факты.
Опыт участия в подобных мероприятиях приводит к совершенствованию исследовательских навыков и учит четкой формулировке целей и задач работы и умению находить интересное в привычном. В процессе подготовки к олимпиаде обучающиеся знакомятся с большим объемом исторического материала, получают аналитические навыки. Олимпиада привлекает детей к изучению таких объектов, которыми раньше занимались только узкие специалисты. И просто участника олимпиады все равно можно называть победителем, потому что он открыл для себя новую страницу своей истории.

Вместо заключения
Современного человека, а особенно ребенка, существующего в перенасыщенном информационном мире, мире гаджетов и динамичного информационного потока, уже сложно чем-то удивить. Поэтому увлекательная экскурсия сегодня эквивалентна произведению искусства. Выбор интересного экскурсионного маршрута и нестандартной захватывающей формы проведения экскурсии помогает школе решить большой пласт познавательных и воспитательных задач. Дети, приобщенные к экскурсиям, приобретают бесценный опыт: они привыкают к путешествиям, усваивают этические нормы, знакомятся с правилами поведения в общественных местах, во время проведения экскурсий решается задача формирования основ безопасного поведения в различных ситуациях. Выполнение разных попутных заданий развивает чувство ответственности за порученную работу, чувство взаимопомощи, учит замечать успехи, радоваться им, преодолевать неудачи. Путешествие по своему городу способствует вдумчивому отношению детей к Москве, формирует гражданскую ответственность.

Экскурсия - это способ показать ребятам, как интересен и разнообразен мир. Поэтому это и «военный набег» с целью обогащения новыми знаниями, и «вылазка» за пределы школы для расширения кругозора, и «образовательная поездка», в которой каждый открывает для себя что-то новое.

Надежда ЛУШПАЕВА, педагог школы №2036;
Ольга ЗАБОЛОТНЯЯ, педагог-организатор школы №2036;
Людмила КОСОУРОВА, учитель русского языка школы №2036