«А» - активный, «З» - законный 03.09.2019

«УГ Москва», №36 от 3 сентября 2019 года
Все мы разные, и каждый ученик - это целый мир. Уметь слышать ученика - ключевое для успешной работы. imageЛюдмила Шаврова

В нашей школе сформирована своя система воспитания. В ее основе - знакомство и знание устава школы, прав и обязанностей учащихся. Приоритеты ученика со временем могут поменяться. Но уважение к человеческому достоинству никогда не должно исчезнуть. Ученик должен усвоить, что без соблюдения прав и обязанностей, без соблюдения закона нет государства.
На методическом объединении классных руководителей была инициирована идея о проведении анкетирования среди учащихся о знании прав и обязанностей в соответствии с уставом школы.
Мнения ребят разные, но они очень интересны и одновременно значимы для нас и помогают нам определить дальнейшую работу, понять, в чем сильные и слабые стороны нашей работы, где необходима корректировка, более углубленное изучение и детальное комментирование отдельных положений устава.
В 4‑х классах, а затем и в 5‑х мы провели игру «Мозговой штурм». Перед игрой задали два вопроса: 1. Какие права и обязанности ученики соблюдают и выполняют? 2. Какие права и обязанности не соблюдаются и не выполняются и, на их взгляд, почему? При этом каждый ученик имел свод правил и обязанностей перед собой. Ученики проявили интерес, активно работали, высказывали свое собственное мнение, дополняли высказывания других, комментировали их. Финалом обсуждений был «Мозговой штурм» - портрет ученика 4‑5‑х классов школы №2036, составление словаря от «А» до «Я». На большом экране печатались слова, которые предлагали учащиеся. Например, на букву «А» - активный, на «Б» - бережливый, на «В» - воспитанный, вежливый, внимательный, на «Г» - гордость, готовность, героический, государственный, на «Д» - добрый, доверие, дело, деловой, на «З» - законный, на «О» - ответственный, образованный, обязательный, на «П» - порядочный, прилежный, преданный, подвиг, патриот, на «С» - совесть, справедливый, на «У» - устав. Был подведен итог: «Ученик школы №2036 - это…» Ребята были в восторге. Они спрашивали, а когда еще будем так играть, значит, для них это было реально интересно. Было предложено творческое задание «Мой портрет», то есть составить словарь на те буквы, которые мы еще не успели разобрать, и обсудить в классах.
В 6‑7‑х классах работа проводилась в группах (по 3 человека). На вопрос «Помогают ли права и обязанности в жизни?» - ответ «Да» или «Нет». И второй вопрос: «Почему?» Очень интересные были ответы. Приводились примеры из жизни класса. Все вместе подвели итог: учишься в школе - соблюдай устав школы и правила и обязанности школьника, записанные в нем.
В 8‑9‑х классах были заданы вопросы: 1. Какое право вы считаете главным для себя? и 2. Какую обязанность вы считаете главной для себя? Радует, что среди главных прав ребята назвали хорошие знания, комфортные условия обучения, безопасность пребывания в школе, право на свою точку зрения и возможность ее высказать. Что касается обязанностей, ответ был один - их просто нужно всем обязательно соблюдать.
А ученики 9‑11‑х классов дискутировали о том, что для них значат право, обязанность, закон. Суждения старшеклассников свидетельствуют о сформированности у них определенных правовых знаний и правовой культуры. Отрадно было слышать приятные слова об учителях, об уважении к их работе, о доверии к ним, о том, что оканчивают школу в Москве и гордятся этим, следовательно, наше воспитание, наша работа дают свои плоды. Они уже идентифицируют себя с городом и со страной. Они понимают и осознают, как важна в жизни и какую большую роль играет правовая культура.
Именно в реальной дискуссии, а не в виртуальном общении формируется и зарождается истинная система ценностей правовой культуры. Результаты анкетирования помогают нам в выстраивании системы гражданско-правового воспитания, этико-правовой культуры информационной деятельности школьников. Наша миссия и состоит в том, чтобы воспитать их такими людьми, в каких нуждается наше государство, а именно настоящими гражданами и патриотами нашей Родины.

Людмила ШАВРОВА,
учитель французского языка школы №2036