Покорение Эвереста

Инновации давно пришли в школу. Наши дети уже давно погрузились в информационную среду и осваивают технологии, которые развиваются с невероятной скоростью. Современные дети с первых лет жизни осваивают гаджеты. Большинство московских школьников имеют смартфоны или планшеты и регулярно пользуются Интернетом. Сегодня сложно игнорировать технологии и их роль в нашей жизни. Но если воспитывать культуру обращения с гаджетами с раннего возраста, если учить детей использовать гаджеты для поиска научной информации, для формирования поисковых навыков в обучении, то для них технологии будут полезным ресурсом. И как такой ресурс можно рассматривать проект «МЭШ», который научит школьников воспринимать гаджеты как способ получения информации, как способ обучения и тем самым повысит мотивацию обучающихся к учебному процессу. Что мы и начали реализовывать в нашей школе.
К участию в проекте школа активно подключилась в феврале 2017 года. Хотелось бы отметить очень важный факт. Когда мы начинали, у нас не было никакого оборудования. Наши стартовые возможности были абсолютно равны с возможностями других школ Москвы. Мы готовили свои уроки на портале, можно сказать, практико-теоретически. Мы изучили методические материалы, которых на тот момент было не так много. Ознакомились с опытом наших коллег из других школ, которые к тому моменту добились определенных результатов, и начали наш путь в этом проекте. Нашлись первые добровольцы. Их было 11 человек. Это были наши пионеры, которые и начали разработку своих первых интерактивных уроков.
Да, на начальном этапе работать в этой системе было непросто. Учились отбирать материал и размещать его, учились формировать этапы уроков, учились таймингу, ждали модерации. Какие-то материалы нам возвращали, мы их корректировали, снова отправляли на модерацию. Постепенно каждый учитель создавал свою копилку материалов. Также можно было воспользоваться материалами, выложенными в системе другими коллегами.
Первый грант, полученный нами в мае, был подобен покорению Эвереста. Мы восприняли его как чудо. Дальше был следующий грант, затем еще один. И тогда мы, наверное, окончательно осознали, что это не чудо, а действительно результат кропотливой работы наших педагогов. И это достижимо. Хотелось бы отметить, что получение грантов стало хорошим мотиватором для остальных членов коллектива. Многие из них уже постепенно втягивались в процесс создания уроков. Коллеги, чьи материалы прошли модерацию, проводили консультации, мастер-классы с теми, кто только начинал свою работу в МЭШ. Постепенно в работу вовлекалось все большее количество учителей.
Следующим этапом стало получение оборудования. В течение летних месяцев мы получили интерактивные доски, ноутбуки. Был проведен монтаж досок, серверов, и к 1 сентября школа была готова к внедрению интерактивных уроков в полноценном виде.
На современном этапе в нашей школе 12 учителей получили грант за вклад в реализацию проекта «Московская электронная школа», мы продолжаем работать над созданием интерактивных уроков, уже созданные уроки мы стараемся активно использовать в учебном процессе, а также ряд учителей приступили к созданию электронных учебных пособий.
В школе было организовано дистанционное обучение для всех педагогов школы. По результатам обучения педагоги основного и среднего уровней образования прошли независимую диагностику в ЦНД МЦКО.
Конечно, процесс адаптации к нововведениям не всегда простой и быстрый, и на первоначальном этапе потребуется какое-то время для освоения учителями новых современных технологий, новых функций. Но... дорогу осилит идущий!

Олеся УРОСАЕВА,
заместитель директора
школы №2036


Математика - гид по Москве

Любой учитель обязательно задает себе вопрос: «Что я должен сделать для повышения качества знаний?» На этот вопрос сегодня отвечает проект «Московская электронная школа». Он позволяет увлечь детей, увеличить их стремление к знаниям. А это и есть главные предпосылки к росту качества знаний.
В этом учебном году школу, в которой я работаю, оборудовали современными интерактивными панелями. У меня и моих коллег появилась возможность проводить интерактивные уроки. Они отличаются от привычных уроков формой подачи учебного материала. Так, математика в глазах обучающихся стала ярким, увлекательным предметом благодаря наличию большого количества разнообразных наглядных материалов. С помощью видеозадач удается привлечь внимание обучающихся к историческим и памятным местам Москвы, показать применение математических знаний в жизни. Использование интерактивных заданий на уроке позволяет активизировать внимание обучающихся. Они могут, выполняя задание, передвигать текст и рисунки в любое место на доске, могут экспериментировать с заданием, для исправления ошибки имеют возможность переместить предметы заново. Любые медиафайлы, доступные для воспроизведения на обычном компьютере, - таблицы, схемы, аудиофайлы и видеозаписи - очень легко включаются в сценарий урока.
Работа на платформе МЭШ стала моим новым увлечением. На сегодняшний день методистами Городского методического центра одобрены и могут использоваться моими коллегами 33 моих авторских урока и 345 атомарных материалов. И я продолжаю создавать новые сценарии, дополняя программный материал интересными фактами о городе, примерами практического применения математических знаний.

Елена ПАРШУТИНА,
учитель математики школы №2036, обладатель двух грантов за вклад в реализацию
проекта «МЭШ»


Сценарии пишем сами

В октябре 2016 года мы с коллегами впервые услышали о проекте «Московская электронная школа», он нас очень заинтересовал, и мы решили обязательно принять в нем участие. На тот момент проект был для нас новым, и вопросов было много. Мы обучались на курсах Городского методического центра, получали профессиональные рекомендации и постепенно приступали к работе по созданию собственных сценариев уроков.
Не скажу, что работа была легкой. Многое не получалось, со многим не соглашались, но чем больше погружались в проект, тем интереснее становилась работа. Проект «МЭШ» забрал нас целиком, мы помогали друг другу, обменивались мнениями, делились наработками.
МЭШ - это помощник, инструмент, который делает предмет интереснее и увлекательнее, говорит на одном языке с современными детьми. А главное - такие уроки с использованием элементов МЭШ всегда нравятся моим ученикам!

Ирина ДУДКИНА,
учитель начальных классов школы №2036, обладатель гранта за вклад в реализацию проекта «МЭШ» и Премии Правительства Москвы 2017 года в области образования
Возможность соединить мир книг и современную технику

Я работаю в системе «МЭШ» почти год. Сначала создавала отдельные фрагменты урока, тестовые задания. Более глубоко изучив проект, стала писать сценарии уроков. Выбрала предмет «Литературное чтение» неспроста. В современной жизни, в мире гаджетов и Интернета, дети перестали читать и интересоваться книгой. Проект «МЭШ» дает возможность соединить мир книг и современной техники. Если школьникам нравятся приложения, игры, визуализация (что неудивительно), то почему бы не использовать это для привлечения внимания к учебе?
Все задания для учеников я разработала в виде тестов, таблиц и рассуждений в рабочих листах. Интересные и занимательные задания вывела на интерактивную панель. Здесь и «собери рассыпанные строчки», «найди художественные средства в тексте», словарная работа, кроссворды и ребусы. На уроках мы с учениками виртуально можем посетить достопримечательности Москвы. Пройти квест и найти книги известных русских поэтов в Российской государственной детской библиотеке. Прогуляться по знаменитым улицам Москвы и увидеть памятники русским поэтам. Найти точное объяснение литературных терминов на сайте Фундаментальной электронной библиотеки. Прочитать любимые строчки русских поэтов под знаменитые классические мелодии. Прослушать стихотворения в исполнении профессиональных актеров. И, что немаловажно, сразу проверить свои знания при помощи тестовых заданий и получить оценку.
Полагаю, что наполнение пространства МЭШ электронными учебными пособиями, подборками тестовых заданий различных форматов позволит создать солидную базу для изучения, повторения и практического применения информации, а также минимизирует обращения школьников к сторонним ресурсам, предоставляющим не всегда достоверные сведения. Гибкость и открытость - таковы бесспорные преимущества МЭШ.

Диляра БЕРКУТОВА,
учитель начальных классов школы №2036, обладатель гранта за вклад в реализацию проекта «МЭШ»


Вдохновение не любит посещать ленивых

Система ставит учителей в современные условия: вслед за учениками они начинают овладевать информационными технологиями, их педагогические компетенции растут. Однако важно понимать, что процесс адаптации к нововведениям не всегда простой и быстрый, на первоначальном этапе требуются время и терпение.
Когда я сделала первый урок и отправила его на модерацию, то очень переживала, но урок одобрили! Признаюсь, что создать хороший сценарий урока - большой труд. У меня открылось вдохновение, страх и неуверенность прошли. Я разработала блок уроков по русскому языку, за что получила грант.
Я вижу много плюсов в том, что могу работать не только со своими сценариями, но и пользоваться опытом своих коллег. На уроках я использую электронную библиотеку МЭШ, готовые электронные конспекты, если нужно, я дополняю их своими материалами.
Уроки, которые я провожу с использованием МЭШ, дают возможность максимально включить в работу каждого ученика. Такие занятия стали динамичнее, красочнее, интереснее, нагляднее. Благодаря использованию сценариев увеличивается и эффективность урока. На доску больше не нужно переписывать примеры из учебника. Учитель успевает давать больше полезной информации, поэтому сокращаются домашние задания.
Елена ЛАГУТКИНА,
учитель начальных классов школы №2036, обладатель гранта за вклад в реализацию проекта «МЭШ»
Имя существительное изучаем в зоопарке...
А почему бы и нет?

За три десятка лет работы в школе мне приходилось не раз участвовать в различных проектах и экспериментах в области образования. Проект «Московская электронная школа» - это возможность попробовать свои силы, доказать себе, что я не стою на месте, что я могу и у меня получается. За годы работы накопилось много интересного материала, а теперь представилась уникальная возможность весь этот материал систематизировать и разместить в электронном виде.
Сначала было трудно, получалось не все. Чаще возникали вопросы по технической части. Критерии, предъявляемые к размещенным урокам, были непростыми. Необходимо методически грамотно составить сценарий, используя ресурсы города. И здесь мне очень помогли мои ученики и родители! Вот уже второй год команда нашего класса становится победителем олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы». Ребята посетили огромное количество музеев и парков, много узнали из истории родной Москвы. Сколько интересных заданий было совместно составлено при помощи городских ресурсов! Например, изучая тему «Имя существительное», можно виртуально побывать в Московском зоопарке, в парке Кузьминки, в Государственной Третьяковской галерее, в музеях Московского Кремля и выполнить задания по теме.
Работая над каждым следующим уроком, хотелось изменить предыдущий, дополнить его, сделать интереснее. Этот проект увлек не только меня, моих учеников, но и всю мою семью!
Любовь ЕВСЮКОВА,
учитель начальных классов школы №2036, обладатель гранта за вклад в реализацию проекта «МЭШ»


Дети в восторге!

Прошло то время, когда учитель на уроке пользовался только мелом и учебником. Надо идти в ногу со временем, чтобы заинтересовать своим предметом обучающихся. А как это сделать? В век информационных технологий это не так сложно, главное - не бояться ничего нового.
Я считаю эффективным использование электронных образовательных ресурсов МЭШ как в ходе урока на его различных этапах, так и в дистанционном обучении (например, для обучающихся с ОВЗ или для детей, находящихся на длительном лечении). Электронные образовательные ресурсы МЭШ позволяют более глубоко погрузиться в тему урока и применить новые знания. А результат - это повышение качества образования в классе. С удовольствием использую свои сценарии и сценарии своих коллег на уроках! Дети в восторге!
Мария ЖУКОВА,
учитель начальных классов школы №2036, обладатель гранта за вклад в реализацию проекта «МЭШ»