КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПРЕОДОЛЕТЬ ОБИДУ 22.01.2019

«Коллекционирование» любых отрицательных ярлыков обычно сопровождается чувством обиды. Обидчивость – это, как правило, «требование, чтобы другой испытывал чувство вины» Феномен обиды связан с субъективным переживанием личности.

«Психологические особенности преодоления обиды и обидчивости в старшем дошкольном и подростковом возрасте»

О.А. АПУНЕВИЧ

сигнальная - обида сообщает самому обижающему человеку и тем, кто его окружает, что социальный контакт нарушен.

(выражается вербально или мимически);

оценочная - обижаясь, ребенок оценивает, насколько его ожидания по отношению к партнеру по общению не соответствует реальности;

регуляторная – обычная обида – это нормальная реакция, которая может регулировать и координировать справедливость личностных отношений;

приспособительная – обижаясь, ребенок добивается от окружающих желаемого для него результата или уходит через обиду в сложных для него ситуациях, тем самым своеобразно адаптируясь в сложных для него социальных условиях;

побудительная – побуждает человека предпринять определенные действия, сделать то, что необходимо для уменьшения обиды, устранить ее причину или изменить свое отношение к объекту, служащему ее причиной;

коммуникативная – некоторые внешние проявления обиды могут выполнять невербальную коммуникативную функцию, вызывая сочувствие и помощь у окружающих

Можно говорить о разных видах переживания обиды.

Четыре « реально необоснованных» типа обид:

демонстративная обида на партнера, ошибка в ожиданиях;

ошибочная трактовка действий партнера как вредных, ошибка в желаниях;

ошибочная трактовка действий партнера как преднамеренных;

ошибочная трактовка неблагоприятных обстоятельств как возникших в результате намеренных действий партнера

обида это эмоция

Эмоция возникает из столкновения модели, которую ребенок «набрасывает» на реальность (на поведение другого), с реальным поведением этого другого. Притом необходимо, чтобы этот другой для нас значим (друг, родители, учитель)

Общие советы, как бороться с обидой

Совет № 1. Простите своего обидчика, вспомните высказывания философа Сенеки: «Лучшее лекарство это - прощение»

Совет № 2. Попробуйте найти обидчику оправдание. Будьте выше обиды, пожалейте человека, который не умеет правильно вести в обществе и поэтому совершает ошибки.

Совет № 3. Попробуйте найти в себе силы отнестись к этой ситуации таким образом, чтобы извлечь из нее урок. В следующий паз вы будете осторожнее, осмотрительнее. Все приносит пользу!

поэтому совершает ошибки.

Совет № 4. Определите, что приносит больше огорчений, вреда –факт, который обидел вас, или размышления об этом факте. Именно такие размышления приносят больше вреда здоровью.

Преодоление обид

по методу Ю.М. Орлова

Анализ происходит по следующей схеме:

  1. Свои ожидания («Как должен был вести себя обидчик, чтобы не я обиделся»)
  2. Поведение другого («Как он себя повел»)
  3. Акт сравнения («Мог ли обидчик поступить так, как я от него ожидал?» «Почему он так поступил?»)

Повторяются способы «выбрасывания» обиды. На этом пропедевтический этап завершается

В ходе работы, вы отметите, что детям нравиться рисовать обидчика, рассказывать при этом, какой он «плохой», злой и невнимательный.

При этом необходимо иметь в виду, что каждому ребенку нужен свой подход. Одному ребенку помогает избавиться от неприятного состояния рисунок, выброшенный в мусорное ведро. Второму-самолетик, запущенный в небо, сделанный из ведра в котором написана или нарисована обида.

Третьему ребенку облегчение дает корабль из листа бумаги, который затонул вместе с обидой при помощи ребенка и так далее

В рамках данного этапа организуйте совместный с ребенком всесторонний анализ ситуации, ее осмысление, извлечение урока, обсуждение ситуации, оправдание обидчика.

Методы борьбы с обидой

«выдуваем и отпускаем "ЛИНКУ"

Знакомим детей с младшего дошкольного возраста с чувствами и их ролью в жизни людей

Учим детей правилам самоконтроля и саморегуляции

Повышаем самооценку ребенка

с раннего дошкольного возраста

Повышение самооценки

Я - смелый

Ребенок, с завязанными глазами стоит на подушке. Спрыгнув с подушки, говорит: «Я - смелый!» Упражнение делают по очереди

Я - ловкий

Ребенок обегает кегли, пролезает под стулом, берет в руки надувной мяч,

Я - умный

Ребенок стоит на одной ноге, правая рука на животе левой гладит себя по затылку, повторяет: Я умный». Упражнение повторить 3 раза.

Я - сильный

Ребенок стоит на одной ноге, держит два мяча под мышками, прижимая к себе. Ребенок повторяет 3 раза: «Я - сильный», по сигналу психолога «Брось!»-бросает мячи

Я - добрый

Дети стоят по кругу, бросают друг другу мяч, кидая и ловя его, говорят: «Я - добрый». Упражнение продолжается

3 мин.

Повторяем стихотворение.

Психолог читает стихотворение. Дети слушают и повторяют, хлопая в ладоши после каждой строчки. Сначала стихотворение прочитать целиком, а потом по строчке:

Я - веселый, сильный, смелый ,

Я все время занят делом

Я не хнычу, не боюсь,

Я с друзьями не дерусь

Я могу играть ,скакать ,

На луну могу слетать,

Я не плакса, я храбрец,

И вообще, я - молодец!

Вода - камешки -песок -вода

Стоя в подносе с теплой водой, переступать с ноги на ногу, повторяя: »Я - хороший ! », стоя в подносе с песком (манной крупой) на одной ноге, повторять :»Я веселый!», стоя в подносе с камешками(фасолью), повторять :»Я ничего не боюсь!»

Я умею рисовать

На листе ватмана(рулоне обоев) нарисовать контуры рыбы, цветка, домика, солнца . Обводя по очереди элементы каждой картинки указательным пальцем левой руки, говорить:» Я умею рисовать!»

Лепим волшебный шар

От куска пластилина отрежьте небольшие кусочки, покажите детям, как пользоваться ножом для пластилина. Каждый ребенок катает шарик. Первые несколько шариков отдают одному ребенку, следующие другому (по количеству детей) Из общих шариков каждый ребенок катает один шар, повторяя» Шар волшебный я леплю, очень я себя люблю». Покажите детям, как украсить шар бусинками, бисером, фольгой.

Вот так храбрец!

Психолог читает стихотворение, а дети после каждой строчки произносят : «Вот так храбрец!»

Наш Ваня храбрый очень(«Вот так храбрец»»)

Боится днем и ночью («Вот так храбрец!»

Боится мышку, кошку («Вот так храбрец!»)

Боится хлеба крошку («Вот так храбрец!»)

Боится есть, боится спать («Вот так храбрец!»)

Боится во дворе гулять («Вот так храбрец!»)

Боится, что обидят дети ( «Вот так храбрец!»)

Боится он всего на свете («Вот так храбрец!»)

Спросите детей: Почему Ваня всего боится? .Выслушайте все ответы. Если в группе есть ребенок по имени Ваня, изменить имя.

Волшебная палочка

Дети сидят на подушках у каждого в руках карандаш. Психолог говорит: «Представьте, что это волшебная палочка. Ею надо взмахнуть и сказать: Хочу, чтобы появилось…» Каждый ребенок высказывает желание. Если ребенок затрудняется ответить, психолог задает наводящие вопросы: «Кто это будет? Что это будет? Какого это цвета?» и др.

Царь горы

Ребенок сидит на двух-трех подушках, остальные дети подходят к нему, дают маленький мячик и говоря: Ты – хороший! Ты - сильный! Ты - добрый!» и т.д. Когда мячики падают, место занимает другой ребенок. Упражнение делают все дети по очереди.

Показываем стихотворение

Психолог читает стихотворение, а дети показывают его, стоя на отгороженном месте (на сцене:

Я на сцене выступаю,

Я танцую и пою,

Зрителей я восхищаю.

Никогда не устаю

Я присяду, покружусь,

Всем знакомым улыбнусь

Слышу в зале топот, свист,

Настоящий я артист

Я - сильный, ты - сильный

Один ребенок стоит в «воротах», другой бьет по мячу и говорит: «Я - сильный !».Вратарь ловит мяч и говорит : «Ты - сильный!». Потом дети меняются.

Веселые лягушки, с подушки на подушку

Дети прыгают с подушки на подушку под музыку. Когда музыка стихает, садятся на подушку, гладят себя по голове, повторяют: «Вот какой я молодец». Повторить 3 раза.

Сказкотерапия

один из самых сильных методов воздействия на человека

  1. реализуется посредством проигрывания сказок;
  2. создается комфортный климат и благоприятная предметно-пространственная среда;
  3. каждый герой делает выбор, принимает решения, полагаясь на собственные силы;
  4. герой способен преодолевать самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, хотя терпит временные неудачи

Способы выражения гнева

(выплескивания) ГНЕВА (не на обидчика)

o Громко спеть любимую песню.

o Пометать дротики в мишень.

o Попрыгать на скакалке.

o Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.

o Подраться с братом или сестрой.

o Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пласт­массовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом.

o Пускать мыльные пузыри.

o Устроить «бой» с боксерской грушей.

o Пробежать по коридору школы, детского сада.

o Полить цветы

o Быстрыми движениями руки, стереть с доски.

o Забить несколько гвоздей в мягкое бревно.

o Погоняться за кошкой (собакой).

o Пробежать несколько кругов вокруг дома.

o Передвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик).

o Поиграть в «настольный футбол» (баскетбол, хоккей).

o Постирать белье.

o Отжаться от пола максимальное количество раз.

o Сломать несколько игрушек.

o Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».

o Стучать карандашом по парте.

o Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить

o Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а за­тем зачирикать его.

o Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее.