«Мы разные, но мы вместе!» 16.12.2022

23.11.2022 в соответствии с планом мероприятий работы консультативного центра СДС прошло обучающее практическое занятие для педагогов и воспитанников СДС. Обучение толерантному общению и способам разрешения конфликтных ситуаций.

Цель: обучение разрешению конфликтных ситуаций; формирование толерантного общения.

Задачи:

- переориентация поведения с помощью ролевых игр;

-формирование адекватных норм поведения;

-снятие напряжения у детей;

-регулировка поведения в коллективе и расширение поведенческого репертуара ребенка;

-обучение приемлемым способам выражения гнева;

-отработка навыков реагирования в конфликтных ситуациях;

-обучение приемам релаксации.

Ход занятия

Приветствие (2 мин)

«Эскимосы»

Дети представляют себя в роли эскимосов и приветствуют друг друга, дотрагиваясь частями тела: тремся плечиками, ладошками, спиной, коленками.

Упражнение «Истории» (12 мин)

Зачитываются рассказы морального характера, случившихся с детьми, каждая из них по своему содержанию соответствует определенной моральной качества, которое должны выявить и объяснить дети (модифицированный вариант методики Г. Урунтаевой и Ю. Афонкиной).

Содержание историй.

История 1. Миша вышел во двор, там маленькие дети играли мячом, девочки - в куклы, а Юрий катался на велосипеде. Миша налетел, как вихрь, отобрал мяч у детей, разбросал кукольную одежду у девочек, а потом еще и забрал велосипед у Юры. Дети плакали.

Как поступил Миша? Почему вы так думаете? Что можно сказать о Мише, какой он? Какие чувства испивали ребята? Что чувствовал Миша?

История 2. Кате на день рождения подарили красивую куклу, и девочка начала с ней играть. К Кате подошла ее сестра Вера и попросила куклу. Катя сказала: «Это моя кукла, мне ее подарили, а ты играй своими игрушками».

Как поступила Катя? Почему ты так думаешь? Что можно сказать о Кате, какая она? Как бы вы поступили в такой ситуации? Как можно помирить ребят? Совет Мише.

История 3. В детском саду на площадке проводились соревнования на самую ловкую и сильную команду. Началась эстафета, все очень волновались. Вот уже побежали два капитана – Саша и Назар. Ребята мчались, как ветер, перегоняя друг друга. Вдруг Назар поскользнулся и ... упал. Мальчик сильно ушиб колено и начал плакать. А Саша громко рассмеялся, он стоял и насмехался над Назаром.

Как поступил Саша? Почему вы так думаете? Что можно сказать о Саше, какой он? Что почувствовал Назар? Что почувствовал Саша? Как бы вы поступили в такой ситуации?

Как можно помирить ребят?

Игра «Пылесос»

Цель: Учить в игре координировать свои действия с членами группы.

По полу разбросано большое количество разнообразных мелких предметов и игрушек. Участники игры делятся на группы по 2-3 человека и берутся за руки. По сигналу ведущего каждая группа свободными руками должна собрать предметы в корзину. Задание можно усложнить: собрать как можно больше предметов. Во время собирания звучит веселая музыка. После того, как все игрушки собраны, подсчитывается их число.

И спрашиваем у участников: Какие чувства они испытывали в игре? Легко ли принимают проигрыш? Были ли конфликты? Как их избежать?

По ходу игры внутри каждой группы или между ними могут возникнуть конфликтные ситуации, которые можно в дальнейшем использовать для ролевого разыгрывания.

Игра «Разгрузка машины»

Цель: Учить в игре координировать свои действия с членами группы.

Развивать умение действовать согласованно.

К корзине сложены мячи. Дети встают в шеренгу друг за другом и по команде «Начали» передают мячи друг другу. Задача детей быстро переложить мячи в другую корзину.

Игра «Спина к спине»

Цель: Развивать умение договариваться друг с другом, помочь увидеть, как важно смотреть в глаза собеседнику при разговоре с ним.

Двое детей становятся спиной друг к другу. Их задача – договориться в какую игру они будут играть?

Так же, можно договориться о выборе первенство хода в игре, кто будет первым ходить, а кто –вторым? Рассказывать друг другу историю.

Или договориться в какую игру будем играть?

Лучше, если тему для разговора придумают сами дети, но и взрослый может им в этом помочь. После игры дети обмениваются впечатлениями и делятся своими ощущениями. Взрослый может помочь им, задавая вопросы типа:

«Было ли вам удобно разговаривать?», «Не хотелось ли вам что-нибудь изменить?

Игра «Черепаха»

Цель: Коммуникативный массаж, преодоление непринятия чужих прикосновений

Дети встают парами (как вариант – в кругу друг за другом). Произносят слова и выполняют движения.

Шла купаться черепаха (пальчики шагают по спине)

И кусала всех от страха (легкие пощипывания)

Кусь, кусь, кусь, кусь –

Никого я не боюсь. (поглаживающие движения ладонями по спине)

Затем дети разворачиваются и подставляют спинки тому, кому сами только что делали массаж.

Хитрость в том, что, если сделаешь больно или неприятно, тебе ответят тем же.

Музыкальная игра театр «Два маленьких котенка»

Цель: Учить детей передавать в позах и мимике характерные эмоции и состояние: стыд и вина, страх и холод; чувство радости. Учить осознавать последствия конфликтных ситуаций.

Дети с помощью педагога инсценируют стихотворение С.Я.Маршака.

«Два маленьких котёнка поссорились в углу».

Два маленьких котёнка поссорились в углу Сердитая хозяйка взяла свою метлу
И вымела из кухни дерущихся котят,
Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.

А дело было ночью, зимою, в январе.
Два маленьких котёнка озябли на дворе.
Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,
Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.

Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.
- Ну что? - она спросила. - Не ссоритесь теперь?

Прошли они тихонько в свой угол на ночлег.
Со шкурки отряхнули холодный, мокрый снег.
И оба перед печкой заснули сладким сном.
А вьюга до рассвета шумела за окном.

Музыкальная игра «Поссорились-помирились»

Цель: сплочение коллектива, развитие музыкального ритма, темпа;
формировать навыки бесконфликтного поведения; воспитывать умение быть приветливыми по отношению друг к другу.

Дети встают в пары и выполняют движения по тексту:
Побежали, побежали парами скорей,
И друг другу погрозили: "Ссориться не смей!"
Хлопнули в ладоши и крепко обнялись.
Пару поменяли и за руки взялись.

Содержание игры:
1. Побежали- побежали парами скорей – парами взявшись за руку, бегут по кругу с подскоком проговаривая или напевая эти слова;
2. И друг другу погрозили ссориться не смей – остановившись и повернувшись
в паре к друг другу лицом, каждый пальчиком как бы «грозит» что
ссориться не смей;
3. Хлопнули в ладоши – выполняют хлопки, каждый ребёнок 1 раз
4. Крепко обнялись – обнимаются, пожимая друг друга в объятиях;
5.Пару поменяли – тот кто стоял во внутреннем круге остаётся на месте, а
тот кто стоял во внешнем круге переходит по кругу вправо к следующему
ребёнку (меняя пару);
6. За руки взялись – поменяв человека в паре продолжают игру-танец сначала.

Игра «Объятия»

Цель: научить детей физическому выражению своих положительных чувств, тем самым способствуя развитию групповой сплоченности.

Дети стоят в одном большом круге.

Педагог: Дети, кто из вас еще помнит, что он делал со своими мягкими игрушками, чтобы выразить свое отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки. Я хочу, чтобы вы все хорошо относились друг другу и дружили между собой. Конечно, иногда можно и поссориться друг с другом, но, когда люди дружны, им проще переносить обиды или разногласия. Я хочу, чтобы вы выразили свои дружеские чувства к остальным детям, обнимая их.

Я начну с легкого маленького объятия и надеюсь, что вы мне поможете превратить это объятие в более крепкое и дружеское. Когда объятие будет доходить до вас, то любой из вас может добавить в него дружелюбия.

Дети по кругу начинают обнимать друг друга, с каждым разом, если сосед не возражает, усиливая объятие.

После игры, задаются вопросы:

— Понравилась ли вам эта игра?

— Почему хорошо обнимать других?

— Что вы себя чувствуете, когда вас обнимают?