Цель:
Повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей в вопросах реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Задачи:
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада всех видеть, хочу подарить вам хорошее настроение и лучистую улыбку
Сегодня мы с вами поговорим о коммуникативной компетенции ребенка дошкольного возраста. Компетентность понимается как его способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. Для успешной адаптации и социализации ребенка в группе сверстников необходимы коммуникативные навыки.
Коммуникативные навыки включают в себя следующие компоненты:
– коммуникативные и организаторские способности (умение четко и быстро устанавливать деловые контакты, проявлять инициативу, активно взаимодействовать в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками);
– способность к эмпатии (умение сопереживать, чувствовать другого);
– способность к самоконтролю (умение регулировать свое поведение и поведение собеседника, умение реагировать в конфликтных ситуациях);
– культуру вербального и невербального взаимодействия (владение техникой речи, использование невербальных средств общения).
Социально-личностностное развитие направлено на активизацию умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Развитие партнёрских способов взаимодействия взрослого с детьми как образца взаимодействия между сверстниками;
обучения детей средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты, строить взаимодействие друг с другом».
Таким образом, одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребёнка и важнейшая её часть – развитие коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.
В дошкольном возрасте развивается такое важное качество, как эмпатия – способность сопереживать. Ребенок объединяет опыт других людей, накапливая и обобщая опыт взаимодействия. Способность встать на позицию другого развивает у ребенка дошкольного возраста в процессе создания мотивации со стороны взрослых.
Таким образом, формирование коммуникативной компетентности у дошкольников решает проблему успешного ознакомления ребенка с социальным миром. Ребенок начинает осознавать себя как социальное существо и изучает сознательное управление поведением. Он имеет возможность самоконтроля действий на основе знания этических норм и правил, способность анализировать ситуации, содержащие моральный смысл, а также предвидеть последствия оцениваемого собственного действия для себя и окружающих.
Развитие дошкольника происходит в игре. Наиболее эффективным средством для развития коммуникативных способностей дошкольников является сюжетно-ролевая игра. Это означает, что знания, полученные от взрослых, будут приняты внутренним миром ребёнка, если они проигрываются и закрепляются в ведущей деятельности.
Для того чтобы методически грамотно организовать сюжетно-ролевую игру ребёнка дошкольника воспитателю необходимо хорошо понимать её специфику, иметь чёткие представления о развивающем и корригирующем значении игры, о её своеобразии на каждом возрастном этапе дошкольного детства.
В сюжетно-ролевой игре эффективно воспитывается:
- умение жить и действовать сообща,
- оказывать помощь друг другу,
- развивается чувство коллективизма,
-ответственности за свои действия.
Дети учатся играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, формируется умение слушать собеседника, решать конфликтные ситуации. Организация сюжетно-ролевой игры уже подразумевает вступление детей в контакт, в общение, как со сверстниками, так и с взрослым, и чем чаще организуется игра, тем больше возникает желание поиграть еще и еще.
В сюжетно-ролевой игре дети дошкольного периода детства развивают навыки и способности общения друг с другом, формируется способность подчиняться и подчиняться личным и чужим интересам и требованиям. Игра в ДОО способствует развитию поведения ребенка, его корректировке в
положительную сторону.
В игре со сложным сюжетом и ролями, которые создают широкий простор для фантазии и импровизации у детей не только коммуникативной компетентности, но и творческого мышления и воображения.
Игра может быть направлена на:
– формирование эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности к совместной деятельности со сверстниками;
– усвоение правил, норм и ценностей, принятых в обществе;
– формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к семье, группе детского сада, взрослыми и сверстниками;
– развитие коммуникации, формирование способности взаимодействия дошкольного ребенка со взрослыми и сверстниками;
– формирование самостоятельности, самоконтроля и направленности собственных действий.
Упражнение №1 «Немного о себе»
В детстве мы все очень любили играть, и сейчас я предлагаю окунуться в атмосферу детства. Продолжите фразу «В детстве моей самой любимой игрой была …, потому что …»
Вот так же и современные дети любят играть. Задача педагогов – создать условия для детской игры, которая является ведущим видом деятельности и способствует полноценному формированию личности ребенка.
Задачи, реализуемые в образовательной области «Социально – коммуникативное развитие».
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Уважаемые педагоги, решите педагогические ситуации. Обоснуйте свой ответ в каждой ситуации.
Задание №2 «Ситуации»
1часть ситуации.
«Воспитательница детского сада во время экскурсии по зоопарку знакомила ребят с различными животными — с их повадками, образом жизни, внешним видом и т.д. По возвращении в группу она внесла в комнату игрушки зверей, с которыми знакомились дети, ожидая, что они начнут играть ―в зоопарк‖. Но дети ни в тот, ни в последующие дни ―в зоопарк‖ не играли. Почему?
2 часть ситуации – « Воспитательница повторила экскурсию и познакомила детей не только с животными, но и с работой людей в зоопарке: кассир продает билеты, контролер их проверяет и пропускает посетителей, уборщики убирают клетки с животными, повара готовят пищу и кормят зверей, врач лечит заболевших животных, экскурсовод рассказывает посетителям о животных и т.д. Через некоторое время после этой повторной экскурсии дети самостоятельно начали игру ―в зоопарк‖, в которой были представлены кассир, контролер, мамы и папы с детьми, экскурсовод, ―звериная кухня‖ с поваром, ―звериная больница‖ с врачом и т.п. Все эти персонажи вводились в игру постепенно, игра продолжалась несколько дней, все время обогащаясь и усложняя. Что послужило развитию игры?
Ситуации.
Задание №3
Попробуйте перечислить названия сюжетно-ролевых игр в старшей группе. Предполагаемые ответы.
Задание №4 СРИ «Цирк»
Сейчас мы с вами попробуйте развить сюжет следующей игры: «Цирк». Вам необходимо выбрать себе атрибут и согласно роли проиграть.
Роли: кассир, Ведущий, клоун, акробаты, дрессировщики, фокусники, гимнастки, зрители.
В дошкольном возрасте очень важно развивать у ребенка коммуникативные способности. Это необходимо для того, чтобы малыш был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей.
Коммуникативное развитие детей способствует изменению и развитию его эмоциональной сферы, ребенок начинает сознавать и лучше контролировать свои эмоции.
Развитию эмоциональной сферы ребенка способствуют разнообразные игровые педагогические технологии. В частности – организация разнообразных игровых ситуаций, обеспечивающих освоение положительного опыта и ценностных ориентаций.
Система игр, на развитие навыков общения, условно разделена на 4 блока:
1 блок, включает в себя игры направленные на сближение детей друг с другом.
Регулярное выполнение в период адаптации таких упражнений, способствует снижению уровня дезадаптации у проблемных детей, укреплению эмоционального благополучия, развитию эмоциональной сферы, сближению детей в новом коллективе.
Предлагаю познакомиться с играми, которые помогут настроиться на доброжелательное отношение друг к другу, создаст хороший эмоциональный настрой:
Игра «Улыбка»
Педагоги и дети сидят в кругу. Они берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть.
Игра «Липучки»
Педагоги и дети передвигаются по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать участников игры. При этом припевают (приговаривают):
«Я – липучка – приставучка, я хочу тебя поймать
- будем вместе прилипать!».
Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей.
2 блок предусматривает игры для развития эмоций
Данные игры знакомят детей с «азбукой эмоций», формируя умения произвольно воспроизводить определенные эмоциональные состояния мимикой, жестом, движением.
С этой целью проводятся мимические и пантомимические упражнения – (нахмурься, как: осенняя туча, злая волшебница, хитрая лиса),
Эти упражнения включаются (в начало занятия, заключительную часть или физкультминутку).
Игра «Походки»
Педагог: Сейчас я вам изображу походку кого – либо (человека, животного, птицы и т. д.), а вы постараетесь отгадать и повторить;
- походи, как младенец,
- как старик,
- как медведь,
- как лиса и др.).
Игра «Хор животных».
Для этого можно выбрать любую детскую песенку, которую знают все дети. Петь ее надо не словами, а имитируя различных животных – «кря-кря», «мяу-мяу», «му-му-му». Каждый ребенок, педагог изображает определенное животное и поет часть песни, а заканчивают ее все вместе.
«В лесу родилась елочка» кря кря кря
«В траве сидел кузнечик» му, му, му
Игра «Королевство зеркал».
Для этой игры выбирается один ведущий, а остальные дети становятся вокруг него. Они играют роль зеркал. Ведущий показывает по очереди различные эмоции, а «зеркала» должны их повторять.
Игра «Море волнуется раз».
Дети и педагоги встают в рассыпную по залу и выполняют движения согласно тексту, когда надо замереть, то изображают любую эмоцию, а водящий потом ее отгадывает и самую для себя красивую выбирает водящим.
«Море волнуется-раз,
Море волнуется-два,
Море волнуется-три,
Любимая эмоция замри».
3 блок игр направлен на формирование навыков социальной перцепции (восприятия)
В процессе взаимодействия детей друг с другом, для этого используется обыгрывание конфликтных (проблемных) ситуаций и моделирование выхода из них.
Проведение игр и упражнений способствуют формированию у детей умений замечать и оценивать личностные качества и поступки других детей и персонажей, умения выражать черты характера и эмоции свои лично и партнера, усвоению моральных норм и правил поведения. .
Игра «Дотронься до…».
Сейчас мы знакомились друг с другом, узнали имена каждого, а теперь хорошо рассмотрите друг друга, кто, во что одет и какого цвета одежда.
Педагог предлагает: «Дотронься до… синего!».
Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого предмета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий. Воспитатель следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.
Игра - мирилка «Кружок дружбы»:
Дети и педагоги расходятся в разные стороны ковра и медленно идут навстречу друг другу, произнося слова:
– По дорожке я шагаю-
гнев на волю выпускаю.
Не хочу я грустным быть,
И сердитым тоже.
Нас с друзьями помирить
«Кружок дружбы сможет».
Дети встречаются в «Кругу применения».
Игра «Рука к руке» (музыка фон)
Дети и педагоги свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», «Ухо к уху» и т.д.
В 4 блоке игр акцент сделан на формирование целостного представления о собственном «Я» и отработку коммуникативных навыков.
Цели и задачи упражнений на данном этапе – формировать у ребенка умение принимать во внимание точку зрения другого, структурирование и систематизация представлений о себе и другом ребенке, формирование устойчивого межличностного взаимодействия, оценочного отношения к себе, сверстникам, своему поведению и поведению других.
Игра «Комплимент»
Дети и становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу, говорят несколько добрых слов, хвалят его. (Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое платье…”). Принимающий кивает головой и говорит: “Спасибо, мне очень приятно!”
Игра «Закончи фразу» (метод незаконченных предложений) – темы разнообразны:
«Я люблю, когда…» данные упражнения развивает веру ребенка в свои силы, в свои возможности.
Рефлексия
Наша встреча подошла к своему завершению.
Игра «Цветок настроения»
Просим оценить наш семинар:
если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то выложите красный цветок, если частично-желтый цветок, а если не удовлетворены – синий.
Желающие могут написать отзывы, свои предложения.
Карточки для сюжетно-ролевой игры «Ветеринарная поликлиника»
Кассир
|
Ведущий
|
Клоун
|
Зритель
|
Акробат
|
Жонглер
|
Дрессировщик
|
Дрессировщик
|
Фокусник
|
Гимнаст/гимнастка
|
Гимнаст/гимнастка
|
Акробат
|
Клоун
|
Карточки для сюжетно-ролевой игры «Ветеринарная поликлиника»
Ветеринарный врач
|
Медсестра
|
Уборщица
|
Администратор-кассир
|
Медсестра ренгенкабинета
|
Кот
|
Собака
|
Хозяин кота
|
Волнистый попугайчик
|
Хозяин попугайчика
|
Хозяин Собаки
|
Курьер доставки лекарств в поликлинику
|