«Социализация и адаптация ребенка в коллективе. Развитие коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста. Коммуникативные игры на преодоление трудностей в общении». 16.12.2022

07.12.2022 в соответствии с планом мероприятий консультативного центра СДС педагоги и воспитанники семейных детских садов посетили семинар-практикум

Цель:

Повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей в вопросах реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Задачи:

  1. Актуализировать, расширить представления педагогов о методах и приемах по организации и управлению коммуникативными играми.
  2. Развивать творческий подход в организации и управлении игрой, повышать педагогическое мастерство воспитателей.
  3. Способствовать использованию в практике современных требований к организации игр.
  4. Развивать аналитические, конструктивные и коммуникативные умения педагогов.
  5. Способствовать благоприятной адаптации молодых педагогов, созданию и сохранению в коллективе атмосферы творчества.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада всех видеть, хочу подарить вам хорошее настроение и лучистую улыбку

Сегодня мы с вами поговорим о коммуникативной компетенции ребенка дошкольного возраста. Компетентность понимается как его способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. Для успешной адаптации и социализации ребенка в группе сверстников необходимы коммуникативные навыки.

Коммуникативные навыки включают в себя следующие компоненты:

коммуникативные и организаторские способности (умение четко и быстро устанавливать деловые контакты, проявлять инициативу, активно взаимодействовать в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками);

способность к эмпатии (умение сопереживать, чувствовать другого);

способность к самоконтролю (умение регулировать свое поведение и поведение собеседника, умение реагировать в конфликтных ситуациях);

культуру вербального и невербального взаимодействия (владение техникой речи, использование невербальных средств общения).

Социально-личностностное развитие направлено на активизацию умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Развитие партнёрских способов взаимодействия взрослого с детьми как образца взаимодействия между сверстниками;

обучения детей средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты, строить взаимодействие друг с другом».

Таким образом, одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребёнка и важнейшая её часть – развитие коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.

В дошкольном возрасте развивается такое важное качество, как эмпатия – способность сопереживать. Ребенок объединяет опыт других людей, накапливая и обобщая опыт взаимодействия. Способность встать на позицию другого развивает у ребенка дошкольного возраста в процессе создания мотивации со стороны взрослых.

Таким образом, формирование коммуникативной компетентности у дошкольников решает проблему успешного ознакомления ребенка с социальным миром. Ребенок начинает осознавать себя как социальное существо и изучает сознательное управление поведением. Он имеет возможность самоконтроля действий на основе знания этических норм и правил, способность анализировать ситуации, содержащие моральный смысл, а также предвидеть последствия оцениваемого собственного действия для себя и окружающих.

Развитие дошкольника происходит в игре. Наиболее эффективным средством для развития коммуникативных способностей дошкольников является сюжетно-ролевая игра. Это означает, что знания, полученные от взрослых, будут приняты внутренним миром ребёнка, если они проигрываются и закрепляются в ведущей деятельности.

Для того чтобы методически грамотно организовать сюжетно-ролевую игру ребёнка дошкольника воспитателю необходимо хорошо понимать её специфику, иметь чёткие представления о развивающем и корригирующем значении игры, о её своеобразии на каждом возрастном этапе дошкольного детства.

В сюжетно-ролевой игре эффективно воспитывается:

- умение жить и действовать сообща,

- оказывать помощь друг другу,

- развивается чувство коллективизма,

-ответственности за свои действия.

Дети учатся играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, формируется умение слушать собеседника, решать конфликтные ситуации. Организация сюжетно-ролевой игры уже подразумевает вступление детей в контакт, в общение, как со сверстниками, так и с взрослым, и чем чаще организуется игра, тем больше возникает желание поиграть еще и еще.

В сюжетно-ролевой игре дети дошкольного периода детства развивают навыки и способности общения друг с другом, формируется способность подчиняться и подчиняться личным и чужим интересам и требованиям. Игра в ДОО способствует развитию поведения ребенка, его корректировке в

положительную сторону.

В игре со сложным сюжетом и ролями, которые создают широкий простор для фантазии и импровизации у детей не только коммуникативной компетентности, но и творческого мышления и воображения.

Игра может быть направлена на:

– формирование эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности к совместной деятельности со сверстниками;

– усвоение правил, норм и ценностей, принятых в обществе;

– формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к семье, группе детского сада, взрослыми и сверстниками;

– развитие коммуникации, формирование способности взаимодействия дошкольного ребенка со взрослыми и сверстниками;

– формирование самостоятельности, самоконтроля и направленности собственных действий.

  1. Практическая часть

Упражнение №1 «Немного о себе»

В детстве мы все очень любили играть, и сейчас я предлагаю окунуться в атмосферу детства. Продолжите фразу «В детстве моей самой любимой игрой была …, потому что …»

Вот так же и современные дети любят играть. Задача педагогов – создать условия для детской игры, которая является ведущим видом деятельности и способствует полноценному формированию личности ребенка.

Задачи, реализуемые в образовательной области «Социально – коммуникативное развитие».

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Уважаемые педагоги, решите педагогические ситуации. Обоснуйте свой ответ в каждой ситуации.

Задание №2 «Ситуации»

1часть ситуации.

«Воспитательница детского сада во время экскурсии по зоопарку знакомила ребят с различными животными — с их повадками, образом жизни, внешним видом и т.д. По возвращении в группу она внесла в комнату игрушки зверей, с которыми знакомились дети, ожидая, что они начнут играть ―в зоопарк‖. Но дети ни в тот, ни в последующие дни ―в зоопарк‖ не играли. Почему?

2 часть ситуации – « Воспитательница повторила экскурсию и познакомила детей не только с животными, но и с работой людей в зоопарке: кассир продает билеты, контролер их проверяет и пропускает посетителей, уборщики убирают клетки с животными, повара готовят пищу и кормят зверей, врач лечит заболевших животных, экскурсовод рассказывает посетителям о животных и т.д. Через некоторое время после этой повторной экскурсии дети самостоятельно начали игру ―в зоопарк‖, в которой были представлены кассир, контролер, мамы и папы с детьми, экскурсовод, ―звериная кухня‖ с поваром, ―звериная больница‖ с врачом и т.п. Все эти персонажи вводились в игру постепенно, игра продолжалась несколько дней, все время обогащаясь и усложняя. Что послужило развитию игры?

Ситуации.

  1. Маша огородила игрушечных цыплят кубиками – получился птичий двор. Играет, радуется, цыплят кормит. Прицелился Алеша мячом: ба-бах! И нет дворика! Гордый стоит Алеша – попал в цель! Ему только жаль, что ребята не видели. Вопросы: что сказали бы ребята, если увидели? Как научить играть, не разрушая игру соседа?
  2. Дима строит большой гараж для машин. Всё делает сам. Весь строительный материал возле себя держит. Ребята сидят рядом и просят: «Дай мне одну пластину положить!» А Дима в ответ: «Сам справлюсь!». Вопросы: как вы оцениваете поступок Димы? Как должен поступить воспитатель, чтобы поддержать игру, не обидев Диму?
  3. Мальчик ходит по группе, берет то одну, то другую игрушку, но ни с одной не играет. Как поступить воспитателю?
  4. Девочка пришла в группу. Ребята приглашают ее в игры. Но она от всех приглашений отказывается. Как отреагировать в этом случае воспитателю?

Задание №3

Попробуйте перечислить названия сюжетно-ролевых игр в старшей группе. Предполагаемые ответы.


  • Детский сад
  • Семья
  • Магазин – овощной, хлебный, игрушек
  • Пароход
  • Больница
  • Парикмахерская
  • Автобус
  • Зоопарк
  • Моряки
  • Зубной врач
  • Прачечная
  • Салон красоты
  • День рождения
  • Столовая
  • Кондитерская фабрика
  • Поликлиника
  • Животноводы
  • Аптека
  • Строители космодрома
  • Путешествие в дальние страны
  • Цирк
  • Пограничники
  • Рыболовецкое судно
  • Зоолечебница
  • Почта, телеграф
  • Газетный киоск
  • Дискотека
  • Космическое путешествие
  • Лесная школа
  • Улица и др.

Задание №4 СРИ «Цирк»

Сейчас мы с вами попробуйте развить сюжет следующей игры: «Цирк». Вам необходимо выбрать себе атрибут и согласно роли проиграть.

Роли: кассир, Ведущий, клоун, акробаты, дрессировщики, фокусники, гимнастки, зрители.

В дошкольном возрасте очень важно развивать у ребенка коммуникативные способности. Это необходимо для того, чтобы малыш был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей.

Коммуникативное развитие детей способствует изменению и развитию его эмоциональной сферы, ребенок начинает сознавать и лучше контролировать свои эмоции.

Развитию эмоциональной сферы ребенка способствуют разнообразные игровые педагогические технологии. В частности – организация разнообразных игровых ситуаций, обеспечивающих освоение положительного опыта и ценностных ориентаций.

Система игр, на развитие навыков общения, условно разделена на 4 блока:

1 блок, включает в себя игры направленные на сближение детей друг с другом.

Регулярное выполнение в период адаптации таких упражнений, способствует снижению уровня дезадаптации у проблемных детей, укреплению эмоционального благополучия, развитию эмоциональной сферы, сближению детей в новом коллективе.

Предлагаю познакомиться с играми, которые помогут настроиться на доброжелательное отношение друг к другу, создаст хороший эмоциональный настрой:

Игра «Улыбка»

Педагоги и дети сидят в кругу. Они берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть.

Игра «Липучки»

Педагоги и дети передвигаются по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать участников игры. При этом припевают (приговаривают):

«Я – липучка – приставучка, я хочу тебя поймать

- будем вместе прилипать!».

Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей.

2 блок предусматривает игры для развития эмоций

Данные игры знакомят детей с «азбукой эмоций», формируя умения произвольно воспроизводить определенные эмоциональные состояния мимикой, жестом, движением.

С этой целью проводятся мимические и пантомимические упражнения – (нахмурься, как: осенняя туча, злая волшебница, хитрая лиса),

Эти упражнения включаются (в начало занятия, заключительную часть или физкультминутку).

Игра «Походки»

Педагог: Сейчас я вам изображу походку кого – либо (человека, животного, птицы и т. д.), а вы постараетесь отгадать и повторить;

- походи, как младенец,

- как старик,

- как медведь,

- как лиса и др.).

Игра «Хор животных».

Для этого можно выбрать любую детскую песенку, которую знают все дети. Петь ее надо не словами, а имитируя различных животных – «кря-кря», «мяу-мяу», «му-му-му». Каждый ребенок, педагог изображает определенное животное и поет часть песни, а заканчивают ее все вместе.

«В лесу родилась елочка» кря кря кря

«В траве сидел кузнечик» му, му, му

Игра «Королевство зеркал».

Для этой игры выбирается один ведущий, а остальные дети становятся вокруг него. Они играют роль зеркал. Ведущий показывает по очереди различные эмоции, а «зеркала» должны их повторять.

Игра «Море волнуется раз».

Дети и педагоги встают в рассыпную по залу и выполняют движения согласно тексту, когда надо замереть, то изображают любую эмоцию, а водящий потом ее отгадывает и самую для себя красивую выбирает водящим.

«Море волнуется-раз,

Море волнуется-два,

Море волнуется-три,

Любимая эмоция замри».

3 блок игр направлен на формирование навыков социальной перцепции (восприятия)

В процессе взаимодействия детей друг с другом, для этого используется обыгрывание конфликтных (проблемных) ситуаций и моделирование выхода из них.

Проведение игр и упражнений способствуют формированию у детей умений замечать и оценивать личностные качества и поступки других детей и персонажей, умения выражать черты характера и эмоции свои лично и партнера, усвоению моральных норм и правил поведения. .

Игра «Дотронься до…».

Сейчас мы знакомились друг с другом, узнали имена каждого, а теперь хорошо рассмотрите друг друга, кто, во что одет и какого цвета одежда.

Педагог предлагает: «Дотронься до… синего!».

Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого предмета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий. Воспитатель следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

Игра - мирилка «Кружок дружбы»:

Дети и педагоги расходятся в разные стороны ковра и медленно идут навстречу друг другу, произнося слова:

– По дорожке я шагаю-

гнев на волю выпускаю.

Не хочу я грустным быть,

И сердитым тоже.

Нас с друзьями помирить

«Кружок дружбы сможет».

Дети встречаются в «Кругу применения».

Игра «Рука к руке» (музыка фон)

Дети и педагоги свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», «Ухо к уху» и т.д.

В 4 блоке игр акцент сделан на формирование целостного представления о собственном «Я» и отработку коммуникативных навыков.

Цели и задачи упражнений на данном этапе – формировать у ребенка умение принимать во внимание точку зрения другого, структурирование и систематизация представлений о себе и другом ребенке, формирование устойчивого межличностного взаимодействия, оценочного отношения к себе, сверстникам, своему поведению и поведению других.

Игра «Комплимент»

Дети и становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу, говорят несколько добрых слов, хвалят его. (Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое платье…”). Принимающий кивает головой и говорит: “Спасибо, мне очень приятно!”

Игра «Закончи фразу» (метод незаконченных предложений) – темы разнообразны:

«Я люблю, когда…» данные упражнения развивает веру ребенка в свои силы, в свои возможности.

Рефлексия

Наша встреча подошла к своему завершению.

Игра «Цветок настроения»

Просим оценить наш семинар:

если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то выложите красный цветок, если частично-желтый цветок, а если не удовлетворены – синий.

Желающие могут написать отзывы, свои предложения.

Карточки для сюжетно-ролевой игры «Ветеринарная поликлиника»

Кассир

Ведущий

Клоун

Зритель

Акробат

Жонглер

Дрессировщик

Дрессировщик

Фокусник

Гимнаст/гимнастка

Гимнаст/гимнастка

Акробат

Клоун

Карточки для сюжетно-ролевой игры «Ветеринарная поликлиника»

Ветеринарный врач

Медсестра

Уборщица

Администратор-кассир

Медсестра ренгенкабинета

Кот

Собака

Хозяин кота

Волнистый попугайчик

Хозяин попугайчика

Хозяин Собаки

Курьер доставки лекарств в поликлинику