Что важно уметь и понимать ребенку при поступлении в школу. 22.01.2019

Рекомендации педагога-психолога Захаркиной Н.Б.

Что важно уметь и понимать ребенку

при поступлении в школу.

В возрасте пяти-семи лет у ребенка формируются психические функции, обеспечивающие впоследствии школьную успешность.

Готовность к школе предполагает не только и не столько конкретные знания об окружающем мире, хотя если ребенок дремуче невежественный, то учиться в школе ему будет очень трудно.Не принципиально, на самом деле, умеет ли он считать до десяти прямым и обратным счетом, знает ли времена года и названия месяцев, - хотя все эти знания, разумеется, нужны.

Почему перед школой это не самое главное?

Практика показывает, что ребенок, физиологически имея в этом возрасте наглядно-образное мышление, иногда с трудом запоминает формальные вещи, например, ему не всегда легко выучить все двенадцать месяцев и запомнить их "подряд и вразбивку".

Учат-учат родители и воспитатели, а от него как от стенки горох.

Но вот он пошел в школу и стал ежедневно прописывать дату в тетрадке, да еще и время, когда каникулы, само запоминается, да и летние месяцы наполняются новым смыслом.

Вот и запомнился год, все двенадцать месяцев - информация перестала быть ненужной и чужой, он ее о-своил, при-своил, сделал своей.

Так что незнание месяцев - не признак неготовности к школе.
Но есть вещи, принципиальные для учебы в школе. Какие?

Фонематический слух.

Детское ухо должно уметь слышать звонкие и глухие, мягкие и твердые звуки. Он должен слышать, что в именах Тим и Том звук т звучит по-разному (мягко и твердо).

Различение звонких и глухих, например г-к - тоже непременное условие, чтобы ребенок писал грамотно: кости и гости.

Именно это умение обеспечит ему грамотность.
Психолог вспоминает: "Привели на консультацию девочку. Четвертый класс. Внезапно пошли сплошные двойки по русскому.

Я проверила все, что можно было проверить, - не могу нащупать причину, непонятно! Слушаю, смотрю.

Вдруг вижу - она в слове лев пишет не в а ф.

И тут я, стала проверять ее фонематический слух и выяснила, что она не различает мягкости-твердости, звонкости-глухоты.

Стало ясно, что плохо учиться по русскому девочка стала из-за того, что в четвертом классе резко возросла нагрузка по скорости и объему. И она, не имея хорошо сформированного фонематического слуха, а пользуясь правилами и памятью, просто не успевала проанализировать то,

что пишет, и понять, какие буквы нужно писать".
А почему раньше у нее были четверки-пятерки? В первых классах был низкий темп. И маленькие объемы. Она успевала. Худо-бедно на простых словах и малых объемах справлялась.

Недоразвитие было неочевидным, школьный логопед его не отследил.
Чтобы избежать этого, берем книгу Бугрименко и Цукерман.

"Чтение без принуждения" - там все написано про развитие в игре, в том числе и фонематического слуха, - и с четырех лет начинаем поигрывать. Если книги нет, просто играем словами. По пути в магазин, на прогулке: "Папа пишет" - какие тут п?

"Рыбка-ребенок" - какие р? "Ласковый лев" - какие л?

И придумывайте, придумывайте сами любые игры со словами, которые дадут вслушаться в звуки, вчувствоваться в них!

Чувство величины


Пример из практики психолога. "Девочка учится в третьем классе хорошей гимназии, но вдруг ни с того ни с сего начинает получать двойки по математике. За все контрольные подряд.

Явно у ребенка что-то не складывается. Проверяю. Выясняется - девочка не понимает, что такое величина, она оперирует с цифрами, но у нее нет внутреннего чувства, что за каждой цифрой стоит величина.

Она не могла разделить полоску бумаги на равные части, не догадалась сложить пополам, а потом разрезать.

А научившись с моей подсказкой складывать полоску пополам, не смогла сложить из нее четыре равные бумажки - она не понимала, что для этого полоску нужно просто перегнуть еще раз".
Ребенок нормальный, она просто не чувствует, что именно стоит за цифрами.

А это чувство должно сложиться к семи годам обязательно. "Принесли в класс десять тетрадей и пять раздали ученикам", и нужно почувствовать, что пять - не само по себе некое число, не независимая переменная, а половина от десяти.

Что количество литров в бутылке не зависит от формы емкости - и в кастрюле и в бутылке одно количество.
- Меня бабушка в детстве периодически спрашивала, что тяжелее, пуд сена или пуд железа.
- Вот-вот, это тоже относится к инварианту величины.

Чаще, задавать детям такие задачки - и все будет с математикой в порядке.
Суть числа, цифры, веса - хорошо помогает понять обычное взвешивание.

Но не на электронных весах, которые только и может сейчас увидеть ребенок в универсамах. На них кладут пакет картошки - и выскакивают цифры. Откуда они взялись? Почему именно эти, а не другие? Непонятно. А обычные весы делают понятным, что такое "взвесить". Килограмм яблок уравновешивает килограммовая гиря. И объяснять не надо. И так видно.

Хорошо иметь дома аптечные весы. И говорить малышу, обращать его внимание: луковица весом 100 граммов в стакан не влезет, а 100 граммов гречки поместились.

Что кусок пластилина, взвешенный на весах, один и тот же по весу, и если мы его сделаем лепешечкой, и если шариком. Тут не нужны объяснения, это надо просто усвоить, как никто не объясняет, что молоко белое, а вода прозрачная.
Готовим обед, даем ребенку стакан и разные банки с кастрюлями, пусть переливает из одной в другую и убедится, что стакан воды - он в любой кастрюле стакан.

Разделим яблоко на половинки, четвертинки, трети.

Кучку фасоли, которая пойдет в суп, разделим на половины.
Разломаем апельсин на осьмушки. Надо сказать, что подобные занятия не только дают возможность нормально усваивать и понимать математику, но и развивают речь: "Половина, осьмушка, натрое". Все начинается просто:

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька для ежа,

Эта долька для стрижа…

А для волка кожура.


А став взрослым, человек с чутким к родной речи слухом сможет уловить подлинный смысл, например, вот этого стихотворения Новеллы Матвеевой:

Я, говорит не воин,

Я, говорит раздвоен,

Расчетверен,

Распят!

Последовательность изложения мыслей


"Приходит ко мне мальчик-первоклассник. Беседуем дружески, неспешно. Обсуждаем задачу из его учебника: "На полке было десять книг, пять сняли, сколько осталось? " Спрашиваю его, про что задача.

Отвечает: про книги. Что значит про книги? Разве задача про то, какие там книги стояли на полке, фантастика, сказки, комиксы? Нет. Еще раз - про что задача?

Говорит, про полку. Уточняю: раз про полку, то, наверное, в задаче говорится, что полка металлическая или из дерева, крашеная белой или черной краской? Нет.

С третьего раза он догадался: задача про количество книг".
Одна из частых причин непонимания задач - неумение излагать мысли, вычленять главное и второстепенное.

Это умение необходимо для освоения любого школьного предмета.

В математике, например.

Примеры школьник решает, выучил алгоритм, а задачи не может, там нужно понимать, о чем именно идет речь. Значит, до школы у ребенка не сформировалось умение последовательно излагать текст.

Ориентация в пространстве.


В каком пространстве? В любом.

В пространстве дома, комнаты, листа бумаги. А пространство – это математика.
Посылаем чадо в ванную, пусть положит на правую полку мыло, на левую полотенце. И нужно обязательно знать, что левее - это еще сильнее влево, а правее - еще чуточку вправо. Попросите ребенка: "Поставь поближе, поставь подальше" - не факт, что каждый дошкольник справится.
К слову сказать, со сравнительными степенями вообще беда!

Это хотя и не всегда относится к пространственным понятиям, но всегда к понятиям, нужным и в обиходе, и в школе.

Вот, например, вы не обращали внимания, как дети играют в "холодно-горячо"? Кажется, нет игры проще. Однако послушаем, как наш ребенок говорит? "Теплее", или только "Тепло, тепло, тепло!"

В наши дни положение просто катастрофическое. Редкие дети подготовительной группы детсада владеют сравнительной степенью.

Ближе - дальше. Узко, уже, узенько. Горячо, горячее, горячее, кипяток!)
База для развития пространственного мышления, ориентации в пространстве - полноценная крупная моторика. В первую очередь детям нужно много двигаться, играть в подвижные игры.

Он должен глазом чувствовать расстояние, рукой - вес, ощущать напряжение мышц, нужное, чтобы бросить с определенной силой, добросить на нужное расстояние, попасть в цель.

Он должен чувствовать, что если делает большие шаги, то их нужно меньше, чтобы дойти до цели.

А если маленькие – то больше.

- Дорогой психолог, вы не преувеличиваете?

Такая очевидность!

Это наверняка ясно и дошкольникам.
- Вы ошибаетесь. У меня в группе подготовишек, в этом году ни один не смог сразу пройти ковер ровно за шесть шагов.

Они выстраивались в очередь. И у них ничего не получалось, пока одна девочка не сообразила, что нужно регулировать длину шага.

И все с восторгом зашагали по ковру, и у всех получалось за шесть шагов. Потом им предложили пройти за десять, и начались новые мучения.

И снова не сразу, но кто-то догадался.

А затем попросили пройти ковер за два шага. Дети растерялись. Встали. Загрустили.

И кто-то вдруг спросил: "А прыгать можно?" Это было открытие

Нужно сказать, что здесь действовала группа. При хорошем психологе, воспитателе или умном папе (или маме) группа способна на большее, чем один ребенок. В ней действует некий коллективный разум.

Кто-то что-то соображает, и это становится общим знанием.
Нам только кажется, что дети умеют шагать и широко и маленькими шажками. Не умеют. Они не играют в "штандер", где нужно достичь убегавшего за столько-то шагов, в лапту, когда надо увернуться от мяча, в "расшибалочки", где можно сплутовать, измеряя расстояние до монетки чуть сдвинув или посильнее растопырив пальцы.
Пару десятилетий назад в каждом дворе погожим днем крутили скакалку, туда надо было вовремя прыгнуть и выскочить.

Стоишь, готовишься, вот попал в резонанс, вбежал под веревку, вот уже прыгаешь. Несколько прыжков - за тобой очередь! - и снова подхватил ритм, выскочил.

Скакалка развивает ритм, а ритм - это и слово, и умение приспособиться к миру, гармонизировать себя. Ритм - это первичные вибрации, которые лежат в основе всего сущего.

Ребенок, который не чувствует ритма, не может его отбить - как он узнает слоги? Никак. Значит, не проверит перенос слов, не найдет проверочные слова, которые тоже ищут через слоги. Мы в детстве - все! - прыгали на скакалке. Поэтому у нас не было такой тотальной безграмотности, какая царит сейчас. И еще мы читали книжки. Но это уже другаяистория...

Не "развивать функции", а жить вместе…


Как получить гармонично развитого семилетку, всесторонне готового к школе? Для этого требуется совместное полноценное житие. Потому что развивать конкретные функции - это вовсе не значит нанимать гувернера или проводить развивающие занятия.

Если ребенок живет вместе с родителями, а не в каком-то параллельном мире, то ежедневное участие в жизни семьи - залог его полноценного развития.

Мы можем заниматься вместе с детьми чем угодно, хоть веники вязать, - и это будет их развивать. Потому что по ходу дела мы обсудим, что вот эти хворостинки гибкие, а эти жесткие, эти длиннее, а эти короче. Что веники сегодня какие-то буроватые, в отличие от сделанных пару дней назад, те были желтыми. Что сегодня связали пятнадцать веников, а завтра нужно сделать больше. Что закончить пока нельзя, потому что еще не довели дело до конца. И вместе уберем рабочее место. И наточим нож для завтрашней работы.
То же самое происходит, когда мы готовим обед. Еще совсем маленького, трехлетнего, мы попросим подать нам три луковицы: "Нет, ты дал две. Нужно еще одну". И попросим принести с полки чашку, ту, которая стоит справа. И положим в пирог двести граммов масла и двести же граммов муки, и обрадуемся вместе, что вес-то у них одинаковый, хотя объем они занимают разный.
То же самое - когда мама, например, занимается кукольным театром. Ставит пьесы в кружке "Умелые пальчики". Сначала она (и ребенок вместе с ней!) выбирает пьесу, они ее читают, обдумывают - годится? не годится? Потом придумывают и клеют-шьют декорации, кукол, потом репетируют...
Нет никакой разницы, чем именно занимаются родители. Важно, чтобы они занимались этим вместе с детьми.

Потому что ребенок, с которым дома разговаривают, которому читают и дают рисовать, с которым вместе делают любые домашние или недомашние дела - обязательно будет у нас нормально развит.

Достаточно строить с ним вместе из кубиков, запускать машинки, готовить обед и членам семьи и куклам, шуршать листьями в осеннем парке, разглядывать жучков на веточке, кататься на велосипеде... Жить.
И никакое дополнительное "развитие" и "подготовка" ему к поступлению в школу не нужны. Для развития ребенка совершенно безразлично, что именно брать за основу. Его психические функции можно нагрузить на любом материале, посредством любого занятия.
- Дорогой психолог, но ведь страшно же! А если мы что-то упустили? Развитие какого-либо навыка или функции?
- Не бойтесь. Нужный навык он сможет образовать в школе, если это понадобится. А все функции у такого ребенка обязательно будут развиты нормально.
Часто родители жалуются на дефицит времени. Действительно, все мы устаем на работе. Многие мамы работают, причем подолгу. Приходят домой поздно. Спорить с этим трудно. Да, если жизнь семьи складывается так, то приходится считаться с реальностью. Хотелось бы только обратить внимание на то, что устают все родители. Всегда. Воспитывать детей - это большая нагрузка.

Поэтому при хронической усталости и занятости родителей есть два пути.
Путь первый - преодоление себя. В этом случае мы отлагаем свою усталость, лень, желание отдохнуть и расслабиться - и, придя домой, начинаем совместную жизнь с ребенком. Вопреки усталости и нежеланию. Дело в том, что крайне важно даже не количество, а качество общения.

Тем важнее это, когда времени и сил в обрез.
Что это такое? Вот вы увидели на прогулке незнакомый цветок.
- Папа, что это?

- Нет, не колокольчик точно. А что - я не знаю. Придем домой, посмотрим.
Так вот, придя домой, обязательно - не забыв, без напоминаний ребенка! - посмотрите, что это был за цветок. В Интернете, в справочнике растений средней полосы, еще где-то. Разумеется, для этого нужно иметь источники информации. Сколько времени займет такое выяснение? Пять минут, пятнадцать? Не больше.

Это совсем недолго и не утомительно, согласитесь. Но польза для развития ребенка огромна. Дело даже не в том, что он узнает название конкретного цветочка, получит ответ на какой-то вопрос.

Главное - что он увидит, как именно нужно добывать информацию и возьмет этот метод на вооружение. Или не возьмет. Но вы свое дело - сделали. Показали. Раз, другой, третий. Вы дали ребенку возможность, вот что главное. И начали своими действиями формировать стереотип его поведения. В данном случае этот стереотип следующий - если я чего-то не знаю, то нужно посмотреть в книге или еще где-либо. Это и есть развитие.
Второй путь - оплачивать работу специалистов. Няни, гувернантки, психолога, логопеда. Если родители осознанно не готовы заниматься своими детьми, а лишь собственными делами и работой, то функцию развития, образования выполняют специально обученные люди, профессионалы.

Нет у меня времени, желания, нет уверенности, что я - мама или папа - сделаю это хорошо, нет сил заниматься своим ребенком, - я поручаю его человеку, которому доверяю.

Этот способ имеет свои подводные камни и часто приводит к разочарованиям. Однако нередки и удачи. Родители должны понять главное: ребенок не растет сам по себе. Не тешьте себя иллюзией, что без усилий со стороны взрослых вырастет прекрасная роза. Живучий бурьян - пожалуйста, сколько угодно.

Но культурное ухоженное растение вырастет лишь там, где за ним ухаживают.

Что должен знать и уметь ребенок

при поступлении в школу

Математические понятия

  1. знать прямой и обратный счет до 10;
  2. соотносить цифру и число предметов;
  3. сравнивать цифры в пределах 10;
  4. геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник)

называть, изображать, отличать от других;

  1. уметь сравнивать предметы по цвету, по форме, размеру;
  1. уметь группировать по определенному признаку предложенные предметы

Ориентировка в пространстве

  1. ориентироваться на листе бумаги;
  2. знать и уметь выражать словами местонахождение предметов относительно других;
  3. иметь пространственные представления: право-лево, вверх-вниз, под, из-за, из-под

Развитие речи

  1. уметь четко произносить все звуки речи;
  2. уметь выделять заданный звук в потоке речи;
  3. уметь определять место звука в слове (вначале, в середине, в конце)
  4. уметь произносить слова по слогам;
  5. уметь составлять предложения из 3-5 слов;
  6. уметь составлять рассказ по картинке;
  7. различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня стихотворение);
  8. уметь наизусть читать любимые стихотворения;
  9. уметь последовательно передавать содержание сказки;

Представления об окружающем мире

  1. уметь различать диких и домашних животных;
  2. уметь различать птиц по внешнему виду;
  3. иметь представления о сезонных признаках природы;
  4. знать названия 12 месяцев года;
  5. знать названия всех дней недели;
  6. уметь определять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, растения, животные

Развитие школьно-значимых психологических функций

  1. развитие тонкой моторики, (рука развита хорошо, ребенок владеет карандашом, ножницами)
  2. пространственная ориентация, координация движений (понимать выше, ниже, вперед-назад, слева-справа)
  3. координация в системе глаз-рука (ребенок может перенести в тетрадь простейший графический образ-узор, фигуру – зрительно воспринимаемый на расстоянии (например из книг)
  4. произвольное внимание (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 мин)

А также:

  1. знать в какой стране он живет, в каком городе, домашний адрес;
  2. полные имена членов своих семьи;
  3. иметь общие понятия о различных видах их деятельности;

знать правила поведения в общественных местах и на улице