КОНСУЛЬТАЦИЯ педагога-психолога Захаркиной Н.Б. для воспитателей СДС 22.01.2019

Тема: «Синдром эмоционального выгорания и его профилактика в педагогической деятельности»

«Синдром эмоционального выгорания — синдром физических, эмоциональных и познавательных симптомов, которые испытывает профессионал, неспособный справиться эффективно со стрессом, вызванным ограничениями, касающимися его цели и личной карьеры» (Kovecses, 1980).

Синдром эмоционального выгорания по сути представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе. Развитие данного синдрома характерно в первую очередь для профессий, где доминирует оказание помощи людям (медицинские работники, учителя, психологи, социальные работники, спасатели, работники правоохранительных органов, пожарные). Они постоянно контактируют с людьми, оказывают им помощь, решают конфликтные ситуации; их подопечные испытывают негативные переживания, нуждаются в поддержке и участии. Людям, оказывающим помощь другим, свойственно делать это за счет собственных ресурсов. Естественно, работая с большой отдачей, человек постепенно истощается.

Как видно из исследований специалистов, самой уязвимой в этом отношении является профессия педагога, так как она по своей природе эмоциогенна. Большинство педагогов чувствительно реагируют на неуспехи своих учеников как на свои неуспехи, на неумение построить взаимоотношения со своими подопечными. К этому добавляется чувство неудовлетворенности своей профессией из-за низкой оплаты труда, отсутствия перспективы профессионального роста, семейно-бытовых проблем, что усугубляется большим количеством внеурочной работы; постоянной активной работой сознания, "высоким участием волевого стимула".

Выделяют три ключевых признака синдрома эмоционального выгорания:

1. предельное истощение,

2. отстраненность от клиентов (пациентов, учеников) и от работы,

3. ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений

Развитию синдрома эмоционального выгорания, предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, затем наступает первый признак – истощение. Истощение определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После периода отдыха (выходные, отпуск) данные проявления уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию возобновляются.

Вторым признаком синдрома эмоционального выгорания является - личностная отстраненность, Профессионалы, испытывающие выгорание, используют отстраненность, как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе изменением своего сострадания к клиенту через эмоциональное отстранение. В крайних проявлениях человека почти ничего не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни положительные обстоятельства, ни отрицательные. Утрачивается интерес к клиенту, он воспринимается как неодушевленный предмет, само присутствие которого порой неприятно.

Третьим признаком синдрома выгорания является - ощущение утраты собственной эффективности или падение самооценки в рамках выгорания. Люди не видят перспектив для своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.

Выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для синдрома выгорания:

  1. Физические симптомы
  • Усталость, физическое утомление, истощение
  • Уменьшенный или увеличенный вес
  • Недостаточный сон, бессонница
  • Плохое общее состояние здоровья ( в том числе по ощущениям)
  • Затрудненное дыхание, отдышка
  • Тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание
  • Гипертензия (повышенное давление)
  • Язвы, нарывы, герпес, дерматиты
  • Сердечные болезни
  1. Эмоциональные симптомы
  • Недостаток эмоций , неэмоциональность
  • Пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни
  • Безразличие и усталость
  • Ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежность
  • Раздражительность, агрессивность
  • Тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться
  • Депрессия, чувство вины
  • Нервные рыдания. Истерики. Душевные страдания
  • Потеря идеалов или надежд или профессиональных перспектив
  • Увеличение деперсонализации своей или других. (Люди становятся безликими, как манекены.)
  • Преобладает чувство одиночества

3. Поведенческие симптомы

  • Рабочее время больше 45 часов в неделю
  • Во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть
  • Безразличие к еде; стол скудный, без изысков.
  • Малая физическая нагрузка
  • Оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств
  • Несчастные случаи (например, травмы, падения, аварии и т.д.)
  • Импульсивное эмоциональное поведение.

4. Интеллектуальное состояние

  • Уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе
  • Уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем (например, в работе)
  • Увеличение скуки, тоски, апатии или недостаток куража, вкуса и интереса к жизни
  • Увеличение предпочтения стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу
  • Цинизм или безразличие к новшествам, нововведениям
  • Малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании)
  • Формальное выполнение работы

5. Социальные симптомы,

  • Нет времени или энергии для социальной активности
  • Уменьшение активности и интереса к досугу, хобби
  • Социальные контакты ограничиваются работой
  • Скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе
  • Ощущение изоляции , непонимания других и другими
  • Ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег

Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания:

  • стресс на рабочем месте: несоответствие между личностью и предъявляемыми ей требованиями,
  • высокая рабочая нагрузка;
  • отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и начальства;
  • недостаточное вознаграждение за работу, как моральное, так и материальное;
  • невозможность влиять на принятие важных решений;
  • двусмысленные, неоднозначные требования к работе;
  • постоянный риск штрафных санкций (выговор, увольнение, судебное преследование);
  • однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность;
  • необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным, например, необходимость быть эмпатичным;
  • отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы.

Группа риска:

Синдрому выгорания подвержены люди:

  • имеющие низкий уровень профессиональной защищенности (например, отсутствие профессионального образования и систематического повышения квалификации, большой перерыв в работе, низкий разряд);
  • молодые специалисты, у которых отсутствует жизненный опыт и опыт практической работы;
  • во что бы то ни стало стремящиеся к успеху, гиперответственные или не имеющие интересов помимо работы.

В последнем случае грань между профессиональной деятельностью и личной жизнью стирается, люди не могут надолго отвлечься от служебных проблем, постоянно возвращаются к ним в мыслях. Нередко эти два фактора «объединяют усилия». Например, человек не только выбирает профессию, располагающую к стрессу, но и обладает повышенным чувством ответственности.

Провоцировать синдром выгорания могут болезни, ослабленность после болезни, переживание тяжелого стресса, психологические травмы (развод, смерть близкого или пациента).

Течение болезни

Синдром эмоционального сгорания не появляется внезапно. Вспышке недуга предшествует длительный период развития. Валерия Чулкова, профессор НИИ онкологии Санкт-Петербурга, описывая этот сидром в работе медицинских сестер, выделяет

Три его стадии:

На первой человек ощущает усталость, эмоциональное истощение, опустошенность. Он подвержен частым сменам настроения, периодически впадает в состояние растерянности, теряет ясность мысли и способность быстро и грамотно решать профессиональные проблемы. Ему кажется, что на него нападают, что он находится в безвыходной ситуации, в ловушке.

На второй стадии симптомы становятся более выраженными и постоянными. Появляются цинизм, равнодушие к другим. Становится трудно сосредоточиться, человек чувствует, что ему не хватает сил и энергии на повседневные дела. На этой стадии работники очень неуверены в себе и чрезмерно восприимчивы к критике. Как правило, они отрицают наличие у себя симптомов эмоционального сгорания.

На третьей стадии люди ощущают себя совсем разбитыми, к тому же еще и абсолютными неудачниками. У них наблюдается полное отсутствие энергии и трудовой мотивации, общая недееспособность, снижение иммунитета, депрессия. В итоге человек испытывает неудовлетворение собой, раздражительность и хроническую усталость. Он не только не может хорошо работать, но и в целом перестает нормально жить.

Профилактика и лечение синдрома эмоционального выгорания

Предотвратить возникновение и развитие синдрома эмоционального сгорания легче, чем бороться с его последствиями. Ведь это не внезапное поражение, а протяженный во времени процесс, в котором активно участвует и сам человек. Своевременно заметив симптомы, можно справиться с болезнью самостоятельно. А не обращая должного внимания на скверные признаки, человек рискует дойти до последний ступени развития этой опасной хвори, и для возвращения в норму ему потребуется квалифицированное лечение и долгий период восстановления. Человек не может справиться с эмоциональным сгоранием самостоятельно: нормализация его эмоционального состояния во многом зависит от администрации и коллег.

  • Эмоциональная поддержка осуществляется с помощью общения в профессиональном клубе. В рамках клуба проводятся «круглые столы», психологические практикумы. Его главное назначение — совместное проведение досуга, здоровый образ жизни. Совместные вечера и отдых, поездки с детьми, участие в спортивной жизни города, праздники и дни рождения — все это позволяет отключиться от профессиональных проблем, получить заряд бодрости, желание жить и работать. Хороший климат внутри коллектива, чувство достаточной эмоциональной поддержки от коллег и администрации — это мощный ресурс предупреждения и устранения профессионального выгорания. Чувство защищенности в коллективе, наличие надежной опоры среди коллег, возможность доверительно обсуждать вопросы, связанные со стрессом в работе, позволяют снизить напряженность, тревогу, а также нередкие агрессивные проявления.
  • Создание системы мероприятий, повышающих значимость профессии. Некоторые исследователи большую ответственность за выгорание возлагают на руководителей. Руководителю необходимо так структурировать работу и организовывать рабочие места, чтобы работа стала более значимой для сотрудника. Чтобы повысить значимость труда, используются такие традиционные формы, как постоянно действующие проблемные семинары, система индивидуальных консультаций, поощрений и награждений. Администрация может смягчить развитие «сгорания», если обеспечит работникам возможность профессионального роста, наладит поддерживающие социальные и другие положительные моменты, повышающие мотивацию. Администрация может также четко распределить обязанности, продумав должностные инструкции и организовать здоровые взаимоотношения сотрудников.

Профилактические и лечебные меры при синдроме эмоционального выгорания во многом схожи: то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при терапии уже развившегося.

Профилактика синдрома эмоционального сгорания

по принципу «Помоги себе сам»:

  1. Один из самых действенных способов профилактики эмоционального сгорания можно назвать «Предупрежден — значит вооружен». Методики своевременного и компетентного информирования представителей коммуникативных профессий о симптомах эмоционального сгорания и факторах, способствующих его развитию, широко применяются как за рубежом, так и в нашей стране.
  2. Тем не менее только знать об этом явлении недостаточно для самостоятельной борьбы с ним. Необходимо научиться справляться с эмоциональной перегрузкой. Самый общий (но от того не менее хороший) совет — ежедневно снимать напряжение с помощью спорта, медитаций, музыки и т. п. Каждый человек знает, что подходит именно ему. Главная задача — добиться полной релаксации. Нежась в ванне, слушая музыку, занимаясь йогой, вы должны полностью отринуть мысли о работе.
  3. Используйте прием «профилактика радостью» - в каждом, по вашему мнении, негативном событии пытайтесь найти что – то хорошее, какие то позитивные моменты, и, отталкиваясь от этого, делайте то, что вам нужно сделать. Вас шеф настоятельно попросил доделать проспект и задержаться на работе для этого?
  4. Так здорово, вы поедете домой когда схлынет людской поток и закончится час пик, будет ехать по свободной трассе, не раздражаться на то, что приходится много времени стоять в пробках. Вы оказались в ситуации конфликта с одной из сотрудниц? Какие плюсы? А то, что вы озвучили свое мнение, показали, что не готовы со всем соглашаться? Может, в следующий раз это примут к рассмотрению и не будут навязывать неугодные для вас условия деятельности, будет чаще прислушиваться к вашему мнению?
  5. Данный принцип следует распространить на отдых как таковой: каждый выходной и каждый пятиминутный перерыв должны быть наполнены именно расслаблением, а не срочными производственными делами. Специалист по тайм-менеджменту (результативному планированию рабочего времени) Глеб Архангельский в своей книге «Организация времени. От личной эффективности к развитию фирмы» формулирует правило «пяти минут»: раз в час непременно нужно делать пятиминутный перерыв. Не бойтесь потерять эти пять минут — они окупятся с лихвой.
  6. Иногда весьма полезно полениться, понежиться под одеялом, почитать книжку, разложить пасьянс… Другими словами, если вы поняли, что разучились с удовольствием валять дурака, немедленно учитесь этому заново. Как говорится, надо себя заставлять!

6. Может быть, вам поможет музыка? Подобранная соответствующим образом, она способна существенно изменить настроение. А если вы еще станцуете, то сама двигательная активность повысит тонус.

7. Возьмите с полки хорошую книгу и погрузитесь в события, которые происходят с героями. Ищите книги позитивного настроя, для которых характерна определенная динамика. В таком случае герои и события «поведут» вас за собой, отвлекут от грустных мыслей, поднимут настроение.

8. Природа – хорошее средство умиротворения, нормализации всех процессов в организме. Свежий воздух – хорошая подпитка мозга кислородом. Погуляйте по парку, лесу. Сходите за грибами, ягодами, искупайтесь в водоеме, позагорайте, погрейтесь под ярким летним солнышком (если не сезон, то солярий в вашем полном распоряжении).

9. И очень важно окружить себя людьми позитивно мыслящими, которые не склонны жаловаться на жизнь. Людей с различными интересами, доброжелательно настроенных по отношению к окружающим. Бодрый, позитивный настрой будет волей – неволей передаваться и вам. Не жалуйтесь, а лучше действуйте. Сходите куда – нибудь вместе – в сауну, кино, поиграйте в бильярд, и т.д.

10. Секс – прекрасное средство повышения общего тонуса организма. И эндорфины придут вам на пользу, улучшив настроение, и сердечно сосудистую систему в тонус приведете.

  1. Очень важно четко разделять личное и профессиональное пространства жизни. Специалисты советуют не отказываться от хобби даже при крайне напряженном расписании, искать интересные дела, никак не связанные с профессией, находить в себе силы для тесного общения с близкими.
  2. Старайтесь рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки.
  3. Учитесь свободно переключаться с одного вида деятельности на другой.
  4. Проще, мягче относитесь к конфликтам на работе.
  5. Не пытайтесь быть лучшими всегда и во всем.
  6. Определяйте для себя цели сегодняшнего дня и на ближайшее время. Отдаленная перспектива – это будущее, оно еще не наступило.
  7. Не стоит возвращаться к уже совершенным ошибкам, «казнить себя» за них – оставьте их в «прошлом».
  8. Еще одна полезная рекомендация: не копить негативные эмоции. Необходимо делиться с окружающими, говорить о своих чувствах, проблемах, жаловаться на усталость и перенапряжение. Конечно, обсуждать это можно только с теми, кто захочет выслушать, не останется равнодушным и не станет насмехаться. Разговаривая с близкими, вы не только сможете разрядиться, но и отвлечетесь, выслушивая ответные жалобы на жизнь. И к тому же дадите возможность выговориться собеседнику. Бывает, что мысли переполняют и требуют выхода, а говорить не с кем или просто не хочется. Тогда можно и нужно плакать, кричать, пинать предметы. Хороший эффект дает поединок с боксерской грушей или обычной подушкой. Лупите изо всех сил, при желании ругайтесь нехорошими словами до тех пор, пока не придет усталость или успокоение, либо то и другое вместе. Только выплеснув свои эмоции, вы сможете полноценно отдохнуть и обдумать дальнейшие действия.
  9. Если трудно справиться с этим состоянием самому, обратитесь за помощью к клиническому психологу, психотерапевту или психиатру. После консультации они при необходимости назначат вам антидепрессанты, адаптогены для повышения иммунного статуса или помогут с возвращением к позитивному настрою на жизнь.

  1. И последний по очереди, но не по значению совет: не позволяйте чувству юмора покидать вас. Это наш лучший помощник во многих сложных ситуациях. А потому помните, что на работе всегда надо выкладываться на 100%: 12% в понедельник, 23% во вторник, 40% в среду, 20% в четверг и 5% в пятницу!

При переживании экстремальных, стрессовых ситуаций в организме человека накапливается напряжение. И чем сильнее человека одолевают проблемы, тем большее напряжение он испытывает. Нервное напряжение влечёт за собой напряжение мускулатуры. Как же справиться с этим напряжением?

Действенный и безвредный способ – сон или активные физические нагрузки. Но эти способы не всегда приемлемы. Для преодоления внутреннего напряжения нужно научиться релаксации, т.е. сознательному расслаблению мышц. Понижая мускульное напряжение, мы способствуем снижению и нервного напряжения, поэтому состояние расслабленности обладает психогигиеническим эффектом.

Расслабления можно добиться при помощи медитации, аутотренинга, дыхательной гимнастики, гимнастики йогов и, конечно, сна.

Дыхательная гимнастика

Дыхание человека связано с состоянием организма: в состояние страха человек задерживает дыхание; при состоянии напряжения дыхание становятся поверхностным. Глубокое дыхание снимает напряжение, регулирует частоту сердцебиения.

  • Дыхание диафрагмой

Встать прямо, поставить ноги чуть уже ширины плеч, стопы параллельно; найти удобное положение для головы и туловища, положить одну руку на живот. Можно выполнять лёжа. Закрыть глаза. Вдохнуть воздух и «опустить» его в живот. Представить, какого цвета воздух проходит через нос, лёгкие, попадает в живот. Живот при этом надувается. Задержать дыхание. Затем медленно выдохнуть через нос, втягивая живот. При полном выдохе живот становится плоским. Выдыхая, представить, что воздух уходит через ноги в землю.

  • «Полное дыхание»

Встать прямо или лечь на пол. Положить руки на верхнюю часть живота. Представить, что под ладонями – воздушный шарик. Вдох – шарик надувается, живот округляется. Продолжается вдох – воздух перемещается в грудь, и шарик надувается там, а в животе сдувается, живот втягивается. Задержать дыхание на несколько секунд. Затем медленно выдыхать, «выпуская воздух» сначала из верхнего «шарика», потом – из нижнего «шарика». Упражнение повторяется не более трёх раз.

  • «Лёгкое дыхание»

Выбрать удобную для расслабления позу. В течение 3 минут делать глубокие вдохи и выдохи с частотой 6 вдохов в минуту. Выполнять при ощущении тревоги, негативных эмоций и т.п.

Тест на "выгорание"

Авторами данной методики (опросника) являются американские психологи К.Маслач и С.Джексон. Она предназначена для измерения сте-пени "выгорания" в профессиях типа "человек-человек". Данный вариант адаптирован Н.Е.Водопьяновой.

Инструкция. Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте ваших мыслей и переживаний: "никогда", "очень редко", "иногда", "часто", "очень часто", " каждый день".

1. Я чувствую себя эмоционально опустошённым.
2. После работы я чувствую себя, как "выжатый лимон".
3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.
4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчинённые и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела.
5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчинёнными и коллегами как с предметами, т.е. без теплоты и расположения к ним.
6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.
7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами.
8. Я чувствую угнетённость и апатию.
9. Я уверен, что моя работа нужна людям.
10. В последнее время я стал более "чёрствым" по отношению к тем, с кем рабо-таю.
11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.
12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.
13. Моя работа всё больше меня разочаровывает.
14. Мне кажется, что я слишком много работаю.
15. бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчинёнными и коллегами.
16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.
17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в кол-лективе.
18. Во время работы я чувствую приятное оживление.
19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.
20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе.
21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.
22. В последнее время мне кажется, что коллеги, и подчинённые всё чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

Обработка результатов. Опросник имеет три шкалы: "эмоциональное истощение" (9 утверждений), "деперсонализация" (5 утверждений) и "редукция личных достижений" (8 утверждений). Ответы испытуемого оцениваются: 0 баллов - "никогда", 1 балл - "очень редко", 3 балла - "иногда", 4 балла - "часто", 5 баллов - "очень часто", 6 баллов - "каждый день".

Ключ к опроснику. Ниже перечисляются шкалы и соответствующие им пункты опросника.

"Эмоциональное истощение" - ответы "да" по пунктам 1,2,3,6,8,13,14,16,20 (максимальная сумма баллов - 54).

"Деперсонализация" - ответы "да" по пунктам 5,10,11,15,22 (максимальная сумма баллов - 48).

"Редукция личных достижений" - ответы "да" по пунктам 4,7,9,12,17,18,19,21 (максимальная сумма баллов - 48).

Выводы. Чем больше сумма балов по каждой шкале в отдельности, тем больше у обследованного выражены различные стороны "выгорания". О тяжести "выгорания" можно судить по сумме баллов всех шкал.

Литература

1. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996.- 469С.
2. Залевский Г. В. Супервизия: основания классификации, концепции
и модели. Сибирский психологический журнал. № 13, 2000.
3. Психология профессионального здоровья. /под ред. Г. С. Никифорова. – Саб: Речь, 2006. – 480с.
4. Умняшкина С. В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий) [Электронный ресурс]: Дис. канд. психол. наук: 19.00.04 — М.: РГБ, 2002.
5. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя //Вопросы психологии. 1994. №6. с. 54-67

6. Елдышова О.А. Проблема «выгорания» в профессиональной деятельности психолога и способы профилактики. //Работа переживания и психологическая помощь детям: Сборник статей и тезисов выступлений II Международной конференции Телефонов Доверия (Москва, 25-27 октября 2007г.). – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007. – С. 35-40
7. Г.А. Макарова Синдром эмоционального выгорания

8. Марача Светлана Прийти на работу и «остаться в живых»// Челнинская неделя - Набережные челны, №51 (54) от 21.12.2007

9. Кравцова Елена Синдром эмоционального сгорания на работе// Работа и зарплата от 17.07.2006 – М., 2006