Преодолеваем детские страхи 22.01.2019

Что делать, чтобы страхов было меньше?

Без них не рос ни один ребенок. Список детских страхов длинен и разнообразен. Одни боятся темноты и когда их оставляют дома одних, другие - собак больших и маленьких, третьи - катастроф, аварий, пожаров, четвертые - врачей или парикмахеров. Кто-то боится вымышленных монстров из фильмов ужасов, а кто-то - реальных обидчиков из класса.

Нередко источники страхов - мы, взрослые, родители и учителя, грозящие наказаниями. Прибавьте сюда телевидение, смакующее криминальные новости, ужасы военных конфликтов и подробности взрывов.

Можно составить подробную классификацию и описание детских страхов - материала хватит на отдельную энциклопедию.

1. Попробуйте вспомнить: как вы реагируете на слова ребенка, когда он рассказывает вам о своих опасениях. Не удивляетесь ли, не высмеиваете ли его или, наоборот, не укрепляете ли его тревогу?

2. Постарайтесь, чтобы ребенок понял: бояться - это нормально и свойственно всем людям без исключения. Ведь иногда боязнь чего-либо помогает нам избежать ошибки или опасности. Обсудите с ним свои собственные детские переживания, вспомните, когда именно вы преодолели конкретный страх (темноты или собак, или ответов у классной доски, или еще чего-то).

3. Не забывайте: есть страхи, которые в свое время посещают фактически всех детей без исключения. Примерно в возрасте шести-семи лет ребенок осознает, что все люди смертны. Этот факт может вызвать поначалу самые разные реакции - и бурные рыдания, и подавленность. Но мало кого из психически здоровых детей этот страх преследует долго или мешает им переключиться на свои повседневные дела.

4. Никто не станет спорить, что самостоятельность и способность самому решать свои проблемы - необходимые качества. И все же для ребенка очень важно чувствовать свою защищенность, знать, что можешь рассчитывать на поддержку. Особенно это касается конфликтов со сверстниками, когда ребенок оказывается в положении жертвы.

Многие дошкольники (а иногда и дети постарше) боятся входить одни в темную комнату, просят оставить на ночь свет в спальне или не отпускают маму, пока не уснут. Мы понимаем, что со временем эти страхи уйдут сами собой. Много ли вы знаете взрослых, которые просят кого-то включить в комнате свет, прежде чем зайти туда самим? Но если малыш капризничает до истерики и перестает ночью спать?

Выход: научить ребенка ориентироваться в темноте и перестать ее бояться.

Страх темноты

Многие дошкольники (а иногда и дети постарше) боятся входить одни в темную комнату, просят оставить на ночь свет в спальне или не отпускают маму, пока не уснут. Мы понимаем, что со временем эти страхи уйдут сами собой. Много ли вы знаете взрослых, которые просят кого-то включить в комнате свет, прежде чем зайти туда самим? Но если малыш капризничает до истерики и перестает ночью спать?

Выход: научить ребенка ориентироваться в темноте и перестать ее бояться.

Как победить темноту?

Вот что, советуют детские психологи:

1. Время от времени предпринимайте с ребенком прогулки в сумерках или в темноте.

2. Поиграйте с ним в полутемной комнате с приоткрытой дверью. Игра должна быть с сюжетом: например, вас застигла ночь в лесу, и нужно собрать дрова для костра (кубики или диванные подушки). Или: малыш за рулем машины на ночном шоссе.

3. Можно играть в темноте с помощью карманных фонариков. Покажите ребенку, как можно, двигая фонариком, получить разные фигуры - круг, буквы и т. д. Подойдите вместе с малышом к зеркалу, освещайте по очереди разные части его лица.

Вмешиваться или не вмешиваться родителям?

Если не хотите, чтобы позиция жертвы и страх перед обидчиками закрепились, вмешивайтесь.

1. Многие страхи порождаются разговорами взрослых - о медицине, о всесилии мафии, о маньяках и тому подобных вещах. Объяснить правила предосторожности (не садиться в лифт с незнакомыми, не открывать дверь, когда один дома, правильно переходить дорогу и пр.) необходимо. Но вы не должны постоянно излучать тревогу и опасения - ребенок в этих случаях тоже начинает постоянно беспокоиться и бояться.

2. Ориентируйтесь на индивидуальные особенности своего ребенка. Если он сверх впечатлительный, возбудимый, эмоционально неустойчивый - дозируйте для него количество информации, не перегружайте впечатлениями. Кроме того, одни дети дают бурную реакцию на какое-то сообщение или событие, но быстро забывают о нем. А другие могут внешне и не выразить свой испуг, но, тем не менее, впасть в глубокое и длительное состояние подавленности.

3. Чрезмерная требовательность к детям, постоянная угроза наказания - тоже мощные источники страхов. Постарайтесь не допускать перегрузок ребенка, не переоценивайте его силы. Он вовсе не обязан оправдывать ваши ожидания, у него не должно возникать ощущение собственного бессилия, неуверенности в успехе. Подумайте, как относится к оценкам, контрольным, экзаменам, соревнованиям он сам и вы лично.

4. Если у ребенка богатая фантазия, развитое воображение, к тому же если он проводит много времени у телевизора или "видика", а других интересов не сформировано, будьте готовы к самым неожиданным и разнообразным его страхам. Увиденному в фильмах он придает еще более впечатляющие и ужасающие черты. Стоит направить незаурядные способности такого ребенка в другое русло, например, в художественное творчество.

5. Научитесь сами и научите своего ребенка расслабляться, снимать психическое напряжение. Если он еще мал - умейте отвлечь, переключить его внимание, не дать закрепиться тягостным переживаниям.

зеркале. Потом попросите, чтобы он проделал то же с вашим изображением.

4. Устройте театр теней - поместите фонарик за ширмой (простыней), зайдите за нее и попросите угадать, каких животных вы изображаете с помощью рук.

5. Потанцуйте с ребенком в полутемной комнате с полуоткрытой дверью или с фонариками в руках.

6. Постепенно можно попробовать перенести игры с фонариком на улицу, приглашать для участия в них других детей и придумывать все новые забавы.

7. Найдите детскую книжку с героем, который боялся темноты. Или придумайте сами такую историю - обязательно, чтобы в конце герой-трусишка преодолевал свой страх.

8. Предложите ребенку порисовать на тему ночи, темноты, сна. Рисование позволяет малышу почувствовать, что он может что-то изменить: сделать, например, темноту доброй и нестрашной.

9. Через какое-то время страхи обязательно начнут отступать. Это непременно нужно отпраздновать.

Устройте домашний планетарий - возьмите большую полиэтиленовую упаковку из-под продуктов, проделайте в ней много маленьких дырочек, положите в нее фонарик и подвесьте к потолку в темном помещении.

Свет будет пробиваться через дырки, и на потолке получится картина "звездного неба". Лягте с ребенком на пол, наблюдайте за "звездами" и рассказывайте друг другу таинственные истории о жизни на этих звездах и других планетах.