«Развитие активности ребёнка в двигательной деятельности» 22.01.2019

Рекомендации для родителей-воспитателей семейных детских садов.

Основная цель взаимодействия взрослого с ребёнком для двигательного развития последнего – это формирование у него чувства «двигательной радости». Главное-связать его положительные эмоции с ощущениями, получаемыми во время движений. Это усилит потребность получения удовольствий через физическую нагрузку. Она остаётся с ребёнком на всю жизнь и не вытесняется потом другими видами получения удовольствий (например, от еды, просмотра телевизора, пассивных развлечений). Так формируется представление об образе жизни, в котором движение-предпочитаемый вид времяпровождения, оно позволит впоследствии преодолеть явления гипокинезии и гиподинамии, а значит сохранить в будущем его здоровье.

Следует помнить так же и о том, что ребёнок обладает естественной биологической потребностью в движении, удовлетворять которую следует ежедневно. Ограничения в движении могут навредить, вызвать астенические синдромы, нарушить деятельность функциональных систем организма.

Направленность и виды двигательной деятельности с детьми могут быть разнообразны по форме, функциям и решать различные задачи.

  1. Развитие общей выносливости.

Отдельной задачи – развития выносливости – в этом возрасте нет. Она входит составной частью в общее укрепление организма. Главное, о чём следует помнить, -то, что наиболее эффективно эта задача решается в аэробных режимах, т.е. при аэровентиляции лёгких на открытом воздухе. Очень хорошо для этого подходят пешие прогулки на расстояние 2-3 км. Это могут быть и подвижные игры на воздухе. Ориентацией на величину нагрузки служат вегетативные реакции организма: изменение окраски кожных покровов и дыхание, выступающий пот нежелательны, так как они свидетельствуют о большой нагрузке.

  1. Тоническая стимуляция.

Тоническая регуляция необычайно важна в раннем и младшем дошкольном возрасте. Прикосновения дают внутреннюю картину благополучия и служит для стимуляции органического и психологического здоровья. Наши предки придумали для этого специальные игры: «Идет коза рогатая», «По кочкам» и др.

3.Сенсорно-чувственные впечатления.

Есть группа действий и игр, которые кажутся взрослому совершенно бесполезными для развития ребёнка: копание в песке, закручивание в шторы, хождение задом наперёд и т.п. Требуется большое понимание, чтобы проникнуть в суть данного процесса: ребёнок «копит» подобные впечатления, чтобы они привели в порядок его сенсорное восприятие, его движения и действия согласовываются с особенностями окружающего пространства. Следует очень понимающе относиться к этим действиям ребёнка.

  1. Изучение схемы тела.

Изучение собственного тела и его двигательных возможностей становиться к 3-4 годам объектом самостоятельной исследовательской деятельности ребёнка. К 5 годам первые представления об этом уже имеют оформленный вид. Важно научить ребёнка использовать своё тело в качестве ориентира по осям: верх-низ, лево-право, вперёд-назад и связать эти представления с соответствующими речевыми понятиями. Здесь помогут задания типа: «Пойди направо», «Встань так, чтобы стул у тебя был сзади». Эти несложные, на первый взгляд, задания вызовут у ребёнка много затруднений, т.к. ему придется ориентироваться в речевой инструкции без опоры на наглядность, а значит, использовать для этого воображение, что возможно только к 3 годам.

  1. Изучение свойств и параметров окружающего пространства.

Эта задача не требует специальной работы, т.к. до 12 лет в ребёнке «живёт» особая потребность в изучении незнакомого пространства и его свойств. Как правило, оно протекает в стихийных и спонтанных движениях. Особое затруднение представляет изучение качества трёхмерности пространства - здесь каждый взрослый должен найти для себя и своего ребёнка оптимальный баланс безопасности.

  1. Развитие качеств движения.

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок красиво и гармонично двигался. Главным препятствием к этому служит скованность. Если нет органических нарушений, основная причина скованности – недостаток разнообразного двигательного опыта. Лучший способ разнообразить движения ребёнка – это дать ему задания на координацию-согласование и равновесие- балансировку.

  1. Движения с предметом.

Предмет не просто стимул и «партнер», он действует, как двигательная задача, которая усложняет требования к выполнению движения, заставляя все время учитывать свойства предмета и подстраиваться под него. Лучшим предметом служит мяч-он круглый, упругий, движется по сложным траекториям. Диапазон действий с ним широк: ловля, отбивание, метание и т.д.

  1. Развитие мелкой моторики.

Развитие речевых центров в головном мозге тесно связано с мелкой моторикой рук. Всем известны пальчиковые народные игры «Сорока-сорока», «Пальчик, пальчик». При работе с мелкой моторикой большее внимание уделять неведущей руке, поскольку данная работа благотворно сказывается на деятельности мозга и работе высших психических функций.

  1. Развитие мимики лица.

Развивая мимику лица, мы решаем две главные задачи. Первая – это развитие эмоциональной выразительности и экспрессии. Вторая- развитие артикуляционного аппарата. Сюда могут войти элементы психогимнастики: «Как зайчик боится?», «Как рычит мотор?»

  1. Овладение собственным поведением.

Организую двигательную деятельность, мы имеем возможность решать непростую для маленького ребёнка задачу – регуляцию своего поведения. Волевые усилия в этом возрасте совершенно невозможны, но первые элементы саморегуляции ребенок проявляет именно в подвижной игре.

Уважаемы родители, двигательное развитие ребёнка и развитие его самого через движение – приоритетное направление в работе с ребёнком до 5 лет. Пик двигательной активности ребёнка и соответственно двигательной потребности приходится на 2-3 года. От того, как будет организована ваша работа в области движения, зависит общее развитие ребёнка, а будущее – от того фундамента, который вы заложите сейчас.