Речевая азбука для родителей 01.12.2014

рекомендации учителя-логопеда Булатовой Ирины Николаевны /ДО № 2504/

Артикуляционная гимнастика - это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите ребенка перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении.

Быстрая речь - неприемлема в разговоре с ребенком. Говорите ясно, четко, называя предметы правильно, используя «взрослые» слова. Не позволяйте ребенку говорить быстро.

Всегда рассказывайте ребенку о том, что видите. Помните, что если для вас всё окружающее знакомо и привычно, то ребенка со всем, что нас окружает, нужно познакомить. Объясните ему, что дерево растёт , цветок цветёт, зачем на нём пчела. От вас зависит, будет ли развиваться ваш ребёнок.

Главные составляющие красивой речи: правильность, чёткость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная

Выразительность. Такой должна быть ваша речь.

Дыхательная гимнастика важна в становлении речи. Чтобы выработать воздушную струю, необходимую для произнесения многих звуков, научите ребёнка дуть тонкой струйкой на лёгкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щёки раздувать нельзя!).

Если ребёнку исполнилось 7-8 лет, он обязательно должен уметь говорить фразами…..

Жесты дополняют нашу речь. Но если вместо речи часто пользуется жестами, не пытайтесь понимать его без слов. Побуждайте ребёнка говорить.

«Золота серединка» - вот к чему надо стремиться в развитии ребёнка, т.е. к норме. Присмотритесь к ребёнку. Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие. Пока ребёнок не овладел родным языком, рано изучать иностранный (не зря в двуязычных семьях очень часто у детей наблюдается общее развитие речи)..

Иллюстрация в детских книгах, соответствующие возрасту ребёнка, - прекрасное пособие для развитие речи. Рассматривайте с иллюстрации, говорите о том что (кто?) изображён на них: пусть ребёнок отвечает на вопросы: где? кто? какой? что делает? какого цвета? какой формы? почему?

Ставьте вопросы с предлогами: за, под, над и др.

Критерии, по которым можно оценить речь ребёнка, родители должны оценить речь ребёнка, родители должны знать. Например, нормы звукопроизношения таковы:

3-4 года - /с/, /з/, /ц/ уже должны правильно произноситься;

4-5 лет - /ш/, /щ/, /ч/, /ж/;

5-6 лет - /л/, /й/;

До 6-7 лет допускается замена самого сложного звука /р/ более простым звуком или его отсутствие в речи.

Леворукость - не отклонение,а индивидуальная особенность человека, заложенная во внутриутробном периоде, и не приемлет переучивания. Это может привести к возникновению неврозов и заикания.

Мелкая моторика - так обычно называют движения кистей и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому стремитесь к развитию мышц руки ребёнка. Это игры с мелкими предметами под вашим контролем, шнуровки, лепка, застёгивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д.

Нельзя заниматься с ребёнком, если у вас плохое настроение. Лучше отложить занятия и в том случае, если ребёнок чем-то расстроен или болен. Только положительные эмоции обеспечивают эффективность и высокую результативность занятия.

Общее недоразвитие речи /ОНР/ часто встречается у тех детей, которые заговорили поздно: слова - после 2 лет, фраза - после 3-х.

Подражание свойственно всем детям, поэтому старайтесь, по возможности, ограничивать общение ребёнка с людьми, имеющими речевые нарушения (особенно заикание!).

Режим дня очень важен для ребёнка, особенно гиперактивного. Постоянное перевозбуждении нервной системы, недостаточный сон приводят к переутомлению, перенапряжению, что в свою очередь, может вызвать заикание и другие речевые расстройства. Если ребёнок плохо спит, у изголовья можно положить саше (мешочек) с корнем валерианы. Можно использовать натуральные масла, обладающие успокаивающим эффектом.

Скороговорки развивают дикцию. Но сначала их нужно произносить в медленно темпе. Перед зеркалом, чётко проговаривая каждый звук, затем темп увеличивать.

Только комплексное воздействие различных специалистов (логопед, врач, воспитатель, родитель) поможет качественно улучшить или исправить сложные речевые нарушения - заикание, алалию, ринолалию, ОНР, дизартрию.

Умственное развитие неотделимо от речевого, поэтому, занимаясь с ребёнком, нужно развивать все психические процессы: мышление, память, речь, восприятие.

Фольклор - лучший речевой материал накопленный народом веками. Потешки, поговорки, скороговорки, стихи, песенки развивают речь детей и с удовольствием воспринимаются.

«Хорошо устроенный мозг лучше, чем хорошо наполненный» - истину провозгласил ещё М.Монтень. Информация, которая сообщается ребёнку, должна соответствовать его возрасту - способностям.

Цветы (ромашки, одуванчики и др.) можно использовать для развития речевого дыхания. Предлагая ребёнку дуть на одуванчик (не раздувая щёки!), вырабатываем направленную воздушную струю; понюхать ромашку - вырабатываем речевое дыхание: вдох носом, выдох ртом («Ах, как пахнет!»)

ВНИМАНИЕ! Детям с аллергией эти упражнения противопоказаны!

«Часики» - упражнение для развитие подвижности языка. Ребёнок смотрит в зеркало. Рот широко открыт, язычок тонкий и острый выглядывает изо рта. Взрослый задаёт ритм : «Тик-так, тик-так!», а ребёнок качает языком из стороны в сторону. Скорость можно менять в зависимости от того, как ребёнок выполняет это упражнение.

Шепотной речи тоже нужно учить. Ребёнку тяжело менять силу голоса. Следите за тем, чтобы ребёнок не перенапрягал голосовые складки. Крик противопоказан всем, а особенно детям до 10-12 (!) лет, так как их голосовые связки находятся в стадии формирования.

Щётка (любая), используемая для массажа пальцев, ладошек стимулирует развитие мелкой моторики, повышает тонус мышц рук и пальцев. Зубная щётка поможет повысить тонус мышц языка.

«Эхо» - игра, способствующая развитию умения менять силу голоса. Вы произносите громко любое слово, ребёнок повторяет несколько раз, понижая силу голоса.

Юла, ёлка, ежи, яблоко - эти слова начинаются с йотированных гласных, сложных для произношения. Обратите на них внимание, они состоят из двух звуков:

/Ю/ = /Й/ + /У/

/Я/ = /Й/ + /А/

/Е/ =/Й/ + /Э/

/Ё/ =/Й/ +/О/

Язык - орган артикуляции. Научите ребёнка перед зеркалом поднимать и опускать язык, делать то широким, узким. Достаточно 10-15 минут ежедневных занятий артикуляционной гимнастики, чтобы у ребёнка не было проблемы с произнесением звуков.