«Звуковая сказка» или «Сказки-шумелки» 22.01.2019

Консультация для родителей семейного детского сада

«Музыкальные сказки – шумелки» помогают родителям обеспечить в игровой форме разностороннее развитие детей дошкольного возраста. Дети реализуют свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями. Вы наверняка обращали внимание, как годовалые малыши любят колотить ложкой по тарелке или по столу. Превратите эту любовь в захватывающую игру. Для этого надо лишь дать понять ребёнку, что за каждым звуком что-то есть.

Подыгрывание на музыкальных инструментах при рассказывании даже самой простой, давно известной ребенку сказки, откроет увлекательный мир музыкального творчества.

В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз у ребёнка есть возможность что-либо изобразить шумом. Реализация малышом своих представлений в звуках и шумах - занятие творческое и весьма эмоциональное.

Игра на инструменте – это условный язык, в котором надо научиться разбираться. Возьмите уже готовую сказку или придумайте звуковую сказку с переводом. Сначала произведите звук, а потом объясните, что это значит. И тогда удар по клавише ксилофона превратится в падение звездочки, а стук палочек по барабану – в цокот копыт маленьких козлят, которые бегут к маме.

Совместное музицирование и игровая деятельность родителя и детей формирует навыки общения. Развивается слух детей, дети различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок. Также у детей формируются навыки сотрудничества и сотворчества.

С помощью занимательных сказок – шумелок дети познакомятся с детскими музыкальными инструментами, овладеют различными приёмами извлечения звуков, разовьют слуховую память, научатся воспроизводить оттенки звучания. На основе предлагаемых материалов можно с детьми устраивать замечательные музыкальные спектакли.

Для успешного проведения таких игр-занятий соблюдайте несложные правила:

Подбирайте сказочку или рассказ, учитывая доступность для ребёнка и удобство для шумового оформления.

Обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия, такую, чтобы и Ваш рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на детей.

Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.

Игра на шумовых инструментах должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.

Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.

Предлагаю две сказочки-шумелки с подробным описанием действий ребенка (детей) и взрослого.

СКАЗОЧКА-ШУМЕЛКА «МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ»

Осенью мышки весь день бегали туда - сюда, собирая запас на зиму.

(СТУЧИМ ПАЛЬЧИКАМИ ПО БАРАБАНУ ИЛИ КОРОБКЕ)

И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.

(УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ)

Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.

(УДАРЯЕМ ПО ТРЕУГОЛЬНИКУ ИЛИ ПОДВЕШЕННОЙ ЛОЖКЕ)

Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды. Они грызли орешки (ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ), грызли зёрнышки.

(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО ДЕРЕВЯННОЙ РАСЧЁСТКЕ)

И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.

(ШУРШИМ ЦЕЛЛОФАНОВЫМ ПАКЕТОМ ИЛИ БУМАГОЙ)

Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.

(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО ГОФРИРОВАННОМУ КАРТОНУ)

А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер.

(ДУЕМ В БУТЫЛКУ)

Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.

(УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ)

СКАЗОЧКА-ШУМЕЛКА «ЗАЯЦ В ЛЕСУ»

Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.

Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!

(ШУРШИМ БУМАГОЙ ИЛИ ЦЕЛЛОФАНОВЫМ ПАКЕТОМ)

Испугался заяц, и бежать.

(СТУЧИМ БЫСТРО-БЫСТРО ПО БАРАБАНУ ИЛИ ДЕРЕВЯННЫМИ ЛОЖКАМИ)

Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!

(СТУЧИМ ПАЛОЧКОЙ ПО ДЕРЕВЯННОЙ ДОСКЕ)

Бросился заяц бежать.

(СТУЧИМ БЫСТРО-БЫСТРО ПО БАРАБАНУ ИЛИ ДЕРЕВЯННЫМИ ЛОЖКАМИ)

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.

(РЕЗКО НАТЯГИВАЕМ РУКАМИ ТКАНЬ И ОТПУСКАЕМ)

Побежал заяц из леса к речке.

(СТУЧИМ БЫСТРО-БЫСТРО ПО БАРАБАНУ ИЛИ ДЕРЕВЯННЫМИ ЛОЖКАМИ)

А на берегу лягушки сидели. Увидели они зайца - и скок в воду.

(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО КСИЛОФОНУ ИЛИ ШЛЁПАЕМ ЛАДОНЯМИ ПО НОГАМ)

Тут заяц остановился и говорит:

- А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!

Сказал так и смело поскакал обратно в лес.

(СТУЧИМ МЕДЛЕННО ПО БАРАБАНУ ИЛИ ДЕРЕВЯННЫМИ ЛОЖКАМИ)